субота, 7 вересня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Пострадает не только Порошенко: кто и зачем давит на власть Как руководству Украины вернуть доверие западных партнеров

На Всемирном экономическом форуме в Давосе, по данным СМИ, президент Петр Порошенко якобы согласился выполнить условия для получения нового транша от МВФ, в частности, изменить законопроект о создании антикоррупционного суда, который вызвал серьезное недовольство среди западных партнеров Украины. Незадолго до этого с резкой критикой официального Киева выступил бывший вице-президент США Джо Байден, упомянув, прежде всего, украинскую коррупцию. Эксперт фонда «Майдан иностранных дел» Александр Хара рассказал в комментарии Апострофу, чем Украине грозит дальнейшее игнорирование властью взятых на себя международных обязательств.

Западные страны имеют основания для волнения и призывов к здравому смыслу в адрес украинской власти – таких, как со стороны господина Байдена, который хоть и не является действующим американским политиком, но однозначно находится в теме и понимает, что происходит в Украине. Во-вторых, конечно, к нему сейчас прислушиваются в Конгрессе США не только как к бывшему вице-президенту, но и как к ведущему американскому политику.

Здесь интересы украинского общества абсолютно четко совпадают с тем, что озвучил Байден. Не всегда так бывает, но тут сто процентов. Общество понимает, что коррупция – это большая проблема. Гражданам абсолютно четко видно, что так называемая борьба [с коррупцией] или не идет, или ее результаты настолько незаметны, что не о чем говорить. Тем более нет отдельной независимой системы, которая работала бы как часы.

Как гражданин я согласен, что давление гражданского общества и западных партнеров Украины, в том числе с помощью механизмов возможного приостановления безвиза или финансирования международными финансовыми организациями, должно сработать. Когда [госсекретарь США] Рекс Тиллерсон был в Украине, то сказал: зачем бороться за тело Украины на Донбассе, когда она умирает от коррупции? Это квинтэссенция того, что происходит. Как гражданину мне неприятно, что это говорят иностранные партнеры и пытаются давить. Но каковы другие варианты воздействия на власть, чтобы она выполнила, во-первых, те обязательства, которые взяла на себя на Майдане, и, во-вторых, те международные обязательства, под которые дается помощь и под которые к этой власти положительно относятся в Вашингтоне и Европе?

Среди условий предоставления безвиза были верховенство права и борьба с коррупцией. А поскольку коррупция остается тотальной, это представляет опасность не только для Украины, но и для европейских партнеров: если можно продать паспорта, изменить какую-то информацию… Коррупция становится угрозой национальной безопасности – как Украины, так и других стран.

Поэтому такое давление абсолютно обоснованно, и оно, конечно, будет усиливаться. Единственное, что есть опасность с тем же безвизом: если его приостановят, что это будет не только разрушительным ударом по репутации президента, которая и так не очень хорошая, это может быть ударом и по самой идее европейской интеграции. Это, конечно, негатив. В европейских структурах это понимают и поэтому стараются действовать осторожно.

Ведь какова главная проблема? Есть ценностная несовместимость украинской политической элиты, которая сейчас руководит нами, с украинским обществом и с западными обществами. Это первый момент. Второй – они действуют тем способом, которым умеют, то есть коррупционным. Поэтому любая борьба с коррупцией, даже небольшой шаг, лишает их финансовых ресурсов и власти, которая есть у них сейчас. И поэтому мы видим сопротивление и депутатского корпуса, и президента, который только под давлением решил изменить свою позицию и согласился, что в судебной ветви власти нужна отдельная структура, которая будет заниматься исключительно коррупцией. Это просто показатели полного сопротивления системы.

Я бы не принимал слова президента за чистую монету, пока он не выступит в Верховной Раде или не сделает заявление, пока не внесет такой законопроект, который будет удовлетворять экспертное сообщество и наших международных партнеров. Это политическая ответственность президента — взять на щит такой проект закона и пробивать его через парламент, как он ломал Верховную Раду, когда в позапрошлом году пытался внести изменения в Конституцию и когда произошел теракт, трагедия на площади Конституции (во время которой погибли четыре бойца Нацгвардии – ред.) как он это делал с законом о продлении этого «особого статуса» (Донбасса – ред.). Когда у президента есть необходимость что-то сделать, он находит подход к тонкой душе депутатов.

Коррупция, как я уже говорил, это не просто экономическая проблема – это вопрос национальной безопасности, поскольку с помощью коррупционных схем Кремль частично управляет и нашей экономикой, и парламентом, поскольку есть олигархат, который завязан на России. С этим можно бороться только тогда, когда будет отстроен механизм, а его не позволяют создать. Соответственно, мы можем сделать вывод, в чьих интересах работают те, кто ставит палки в колеса этой реформе. А без этих шагов давление Запада, безусловно, будет расти. Мы все равно очень сильно зависим от финансовой помощи МВФ, Всемирного банка, европейских структур, правительства США и европейских стран, поэтому у них, конечно, есть рычаги влияния, которые они могут задействовать и которые могут больно ударить по нашей политической элите. Но, увы, они затронут и всех граждан Украины, поскольку это связано с работой экономики.



Поділіться цим