субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Алексей Голобуцкий: Саакашвили выполнил главную задачу Не исключено, что этот проект все-таки был разработан на Банковой как один из элементов работы с оппозицией и дроблением ее рейтингов

То, что Михеила Саакашвили отпустили из зала суда, показывает, что остальные ветви власти на суды в Украине влияния практически не имеют – независимо от качества и результатов работы этих судов. С другой стороны, судьи – обычные люди, которые опасаются нежелательных последствий. Дело ведь с международным резонансом. А доказательная база пока явно неполная, с ней ещё работать и работать (что нормально, когда речь идёт об упорядочивании оперативных материалов такого объёма, притом от нескольких ведомств). Вполне возможны (и по инсайдерский информации – точно будут) другие плёнки. К тому же, видимо, подключат международных экспертов. В обвинениях такого масштаба законность во всех аспектах должна быть безупречной, а правосудность любого из решений судьи, в том числе об избрании меры пресечения, – очевидной как для специалистов, так и для общества.

Таким образом, у судьи просто не было других вариантов, кроме как отпустить обвиняемого под обязательство, без домашнего ареста и браслета. Хотя, думаю, через пару-тройку месяцев ГПУ и СБУ соберут дополнительные доказательства и к этому вопросу опять вернутся. Дело ведь не закрыто, рассмотрение длится. Саакашвили ведь не «освободили» – его просто не взяли под стражу на время судебного разбирательства.

Что касается собственно Саакашвили, то главную задачу – отсрочку депортации на родину, где его также весьма нетерпеливо ожидают правоохранительные органы – он для себя решил (хотя на самом деле, для этого не нужно было представлений на крыше и толп поклонников: ДМС выдала ему справку о продлении разрешения на пребывание в Украине на 3 мес. практически в автоматическом режиме). Пока этот вопрос отложен на некоторое время. Ситуация, вероятно, не будет меняться вплоть до окончания новогодних праздников.

Плюс события с арестом мобилизовали искренне сочувствующих Саакашвили несравнимо лучше, чем заранее анонсированная акция с «импичментом»: там, если объективно, основную массу всё-таки составляли организованные (не будем прямо заявлять «нанятые и оплаченные» – это тоже предмет рассмотрения суда) группы. Так что следует ожидать активных «новогодних гастролей» по всем регионам, поздравлений, фотосессий, публичного купания на Водохреща, ещё песен (поёт Саакашвили действительно неплохо)… «Куй железо, не отходя от кассы», как говорится. И где-то ближе к 1 февраля, если не будет сильных морозов, акцию должны бы повторить.

Насколько выгодно это обстоятельство оппозиции, которая пришла его поддержать в суд, – вопрос спорный. Саакашвили в СИЗО – всё-таки намного более выгодный вариант для «соратников». Тем более, лишённый возможности напрямую общаться с прессой и сторонниками. Ведь тогда он бы был символом, но при этом оставался вне игры, не мешая остальным набирать рейтинги. Однако заинтересован ли он в партнёрах вообще – большой вопрос, несмотря на его заявление сразу после освобождения «нам всем надо объединяться». Ведь даже если оценивать сугубо с точки зрения электорального права, то объединять ресурсы (немаленькие) и усилия, подстраивать свои имиджи и программы под эмоциональные и не слишком прогнозируемые действия апатрида, который сам не имеет электоральных перспектив и не может нести никакой гражданской ответственности, поскольку не гражданин… Всё это – рискованное и весьма сомнительное с точки зрения перспектив занятие. Тем более, если принять во внимание традицию украинского политикума «кидать» партнёра при первом выгодном предложении оппонента.

Да и в целом вся эта ситуация довольно неоднозначна, если просто оценить последовательность (довольно странную временами) действий власти и правоохранительных органов. Не исключено, что этот проект все-таки был разработан на Банковой как один из элементов работы с оппозицией и дроблением ее рейтингов. Так это или нет, узнаем в ближайшее время.


Алексей Голобуцкий / Корреспондент.net
Поділіться цим