п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Зачем Путину нужна «Новомалороссия» в Крыму Кремль положил свою волосатую руку сразу на трех китов украинского национализма – народного гения и пророка Тараса Шевченко, код нации – вышиванку и на святая святых – «солов'їну і калинову мову»

Извечные вопросы русского интеллигента «Кто виноват?» и «Что делать?» в последнее время все более явственно звучат с украинским акцентом. И если с тем, кто виноват, все более-менее ясно, – это Обама, Трамп, «бендеровцы» или Запад вообще, то с вопросом «Что делать?», а если выражаться точнее – «Что делать с Украиной?», все далеко не так однозначно, пишет Тарас Клочко для Деловой столицы.

Попытка Владимира Путина слепить в непротиворечивую конструкцию двуглавого имперского орла и советский, пусть и не менее имперский, гимн, то есть наследие православной самодержавной империи и советского тоталитаризма, прямо отразилась и на «украинском вопросе». Причем отразилась в весьма шизофреническом виде.

Вот уже четвертый год российский дискурс бросается из старого имперского категоричного отрицания самого факта существования Украины и украинцев, дескать, все это придумки австрийского Генштаба, до несколько более новой советской концепции признания за украинцами права на существование, но исключительно в виде «правильных» украинцев. А в награду за политическую правильность украинцев и их преданность делу русской империи предлагается великодушное барское разрешение попеть песен на своем языке, надевать на праздники шаровары с вышиванками, шутить про сало, а на праздники даже возложить цветы к памятнику Тарасу Григорьевичу. Условно эти две концепции можно назвать «Новороссийской» и «Малороссийской».

Для нас, разумеется, большой разницы между двумя этими концепциями нет, ибо и первая, и вторая по сути своей украиноненавистнические. Разница лишь в методологии окончательного решения «украинского вопроса» – топор палача или псевдогуманная эвтаназия. Любопытно иное – современная Россия умудряется использовать две противоречащие друг другу концепции одновременно, не слишком переживая из-за собственной непоследовательности и внутренней противоречивости.

Так, сегодня пропагандистские российские СМИ изрядно повеселили украинскую публику одним достаточно неожиданным анонсом. Дело в том, что усилиями оккупантов Крым в ближайшие дни должен превратиться чуть ли не в центр мирового украинства, ведь оккупанты решили провести там ни много ни мало – «международный съезд представителей украинских диаспор из различных стран». И это на фоне войны на Донбассе, сопровождающейся пропагандистскими истериками вокруг «несуществующего народа» и «искусственного языка», усиленными систематическими утверждениями самого Путина про «один народ». То ли организаторы крымского действа плохо своего вождя конспектировали, то ли в «русский Крым» пробрались агенты вражеского влияния.

Особенно умиляет программа действа в Крыму – возложение цветов к памятнику Шевченко, посещение Музея украинской вышивки и симферопольской гимназии с украинским языком обучения. Выбор мероприятий, разумеется, не случаен, ведь Кремль положил свою волосатую руку сразу на трех китов украинского национализма (причем национализма самого невзыскательного, шароварного и вышиватного) – народного гения и пророка Тараса Григорьевича, код нации – вышиванку и на святая святых – «солов’їну і калинову мову».

Помните, не так давно вождь «молодой новороссийской Донецкой республики» Александр Захарченко заикнулся о создании на вверенной ему территории вместо «Новороссии», о которой все уже успели подзабыть, альтернативной «правильной» Украины под названием «Малороссия». Идея эта, наделав много шуму в СМИ и соцсетях, была отброшена так же быстро, как и появилась на свет. И вот теперь все выглядит так, что «Малороссия» возрождается в самом неожиданном месте, в «исконно русском» Крыму.

Собственно, ничего нового «украинские соотечественники в Крыму» в себе не содержат. Ровно то же самое делали в свое время большевики, создавая в подконтрольном им Харькове марионеточную УССР как альтернативу УНР. Кремлевские цели и мотивы в данном случае тоже вполне прозрачны. Посмотрите, мол, как в многонациональной и дружной российской семье удовлетворяются национальные потребности украинцев, вот вам, дорогие братья, и вышиванки, и Тарас Григорьевич, и даже «мова» ваша. Вот даже из материковой Украины к нам в Крым приезжают «правильные» украинцы за пищей духовной.

Правда, имена приехавших из Украины в оккупированный Крым оккупанты держат в строжайшей тайне. Видимо, чтобы «кровавая хунта» не распяла. Так что наличие на «съезде украинцев» в Крыму делегатов из Украины – факт далеко не доказанный, хотя недостачи в карманных украинцах для такого мероприятия у Путина явно нет. Тем более что много их и не нужно. А вот то, что туда могли привезти показушных «правильных» украинцев из России, Молдовы и Беларуси, особых сомнений не вызывает.

В целом, несмотря на особое внимание пропагандистских российских СМИ, мероприятие получилось не шибко масштабным. Правильных украинцев собралось максимум десятка два, но все этнографические атрибуты вроде народных костюмов и цветов Великому Кобзарю были соблюдены.

Означает ли этот крымский перформанс, что Москва переходит от идеологии «Новороссийства», то есть отрицания Украины, к идеологии «Малороссийства»? Разумеется, нет. Русский обыватель не слишком заморачивается логической состоятельностью пропагандистских конструкций, а для российских элит два инструмента украиноненавистничества всяко лучше одного, тем более что и Украин для Кремля существует две. На оккупированных территориях Донбасса есть и резон, и возможность действовать по «новороссийской» концепции, внушая максимальному числу людей, что они «исконнорусские», а никакой Украины там никогда не было. А для тех украинцев, кому посчастливилось не попасть под танки «русского мира», сойдет и «малороссийская концепция» как временная и вынужденная мера. Так «украинцы Шредингера» будут существовать в российском дискурсе еще долго.

Что же касается «малороссийской» концепции, то для нас она может быть в чем-то даже полезной. Ведь, как уже было упомянуто, она сводит украинскость к самому примитивному ее этнографическому проявлению вроде «сало-шаровары-вышиванка». Однако же при всей любви настоящих украинцев к салу, вареникам, вышиванкам и шароварам и при всей гениальности Тараса Шевченко украинскость ими совсем не ограничивается. А такое пристальное внимание российских пропагандистов к шароварщине должно бы и наших внутренних «вышиватников» (каковых, надо признаться, с избытком) заставить от этого самой шароварщины дистанцироваться, ведь Путин хорошего не посоветует.

Наша Рада
Поділіться цим