вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Прозрачность по-украински: Почему Коболев боится независимых аудиторов Мечтая о перспективах вывода «Нафтогаза» на международный рынок, руководство компании вдруг отказалось от независимого аудита

Национальное достояние Украины – национальная акционерная компания (НАК) «Нафтогаз України» – в перспективе может быть частично приватизирована и стать публичной за счет IPO или продажи части акций на бирже. Такая цель зафиксирована в проекте концепции развития «Нафтогаза», написанной в кабинетах ее руководства и переданной на рассмотрение в Кабинет Министров, пишет Александр Суков для Деловой столицы.

Андрей Коболев, председатель правления пока на 100% государственной компании, озвучивший этот факт в одном из своих интервью, тем самым поставил своеобразный ориентир, к которому собирается двигать «Нафтогаз» в ближайшие годы при его реформировании.

Выход на IPO компаний не является чем-то новым для Украины: в 2006-2008 гг. был первый пик размещения украинских компаний на биржах, когда западные инвесторы испытывали огромный интерес к перспективам Украины, вспоминает главный аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий. Второй пик пришелся на 2010–2011 гг., когда был пик развития польского фондового рынка и интерес к качественным украинским компаниям. Кстати,  в те годы идея выхода «Нафтогаза» на IPO пользовалась поддержкой тогдашнего президента Виктора Януковича,

Определенный опыт выхода на  IPO в Украине есть, но для частных компаний, которые тем самым показывали, что их бизнес в Украине выстроен по западному стандарту, и привлекали деньги у тех же западных инвесторов. В случае с «Нафтогазом» речь идет о выходе на IPO компании со 100%-ным государственным капиталом.

Тем самым IPO «Нафтогаза» – это своеобразная приватизация, только деньги за акции уйдут не в госбюджет, а непосредственно самому «Нафтогазу».

Планы у нынешнего руководства компании глобальные. По словам Коболева,  поданная в Кабмин стратегия развития «Нафтогаза» во многом строилась по примеру норвежской Statoil – нефтегазовой компании Норвегии, которая является самым крупным поставщиком природного газа на рынок Европы. «Если коротко объяснить смысл этой стратегии, мы планируем из «Нафтогаза» сделать украинский Statoil», – отметил Коболев.

Однако глава «Нафтогаза» надеется, что утвержденная стратегия развития компании не только сделает ее локомотивом экономики, но еще и поспособствует развитию фондового рынка, а также сделает ее объектом для инвестирования рядовых украинцев. Речь идет о том, чтобы, например, акции НАК смог приобрести тот же Пенсионный фонд. А главный редактор журнала «Деньги» Александр Крамаренко прогнозирует, что 30% акций «Нафтогаза» могли бы быть переданы в накопительный пенсионный фонд, о формировании которого сейчас раздумывает правительство.

Впрочем, аналитик Dragon Capital Денис Саква считает, что сегодня рынки заимствований для многих украинских компаний закрыты, учитывая ряд скандалов, например, с агрохолдингом «Мрия» и с учетом того, что миноритарии в Украине слабо защищены. «Украине очень не хватает так называемых success stories, поэтому успешное первичное размещение «Нафтогаза» как раз и могло бы стать такой историей. При этом «Нафтогаз» сегодня у всех на устах – успешные реформы в секторе, уход от импорта российского газа. Все его любят», – сказал он.

По мнению финансового аналитика Алексея Куща, несмотря на то что устранен внутренний дефицит, вызванный диспропорцией цен на газ для различных потребителей, «Нафтогаз» показывает текущую прибыльность и не нуждается в докапитализации со стороны государства, есть и существенные недостатки. Например, уровень корпоративного управления, система защиты миноритарных акционеров, механизм принятия управленческих решений – все осталось примерно на том же уровне, что и ранее.

«Кроме того, компания хотя и вертикально реструктуризирована по видам деятельности (транзит газа, добыча газа, продажа юридическим лицам, продажи физическим лицам и т. д.), но вертикальное распределение прибыли со стороны компаний, которые контролируются «Нафтогазом» через владение пакетами акций и осуществляют те или иные виды деятельности, в должной мере не происходит», – отметил Кущ. Поэтому в такой ситуации иностранные инвесторы не будут проявлять интерес к выпускам небольших пакетов акций, а системных инвесторов интересует лишь контрольный пакет.

В связи с этим планируемые выпуски акций могут быть организованы либо для внешних кредиторов «Нафтогаза» (бывших и будущих) в свете возможной реструктуризации его долгов и появления новых, либо в интересах узкого круга лиц, которые смогут заработать на будущей, более масштабной распродаже акций данной госкомпании. Поэтому интерес иностранных инвесторов к акциям украинских предприятий, как прогнозирует Кущ, можно ожидать не ранее завершения судебной реформы и первых признаков уменьшения коррупции.

Забавно, что, размышляя о перспективах вывода «Нафтогаза» на международный рынок, в то же время ее руководство принимает решение отклонить все заявки на проведение независимых финансовых и антикоррупционных расследований (forensic accountant) внутри холдинга для выявления и обезвреживания неправомерных действий, включая предотвращение экономического мошенничества. Отклонены, в частности, заявки K2 Intelligence Ltd, ООО «Эрнст энд Янг», ООО «КПМГ-Украина» и PwC Polska. Иными словами, получается, что, пока компания еще не вышла на IPO, надо использовать каждую возможность «творчески поработать».



Поділіться цим