п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Электоральный эксперимент: Когда Путину станет не до войны Вдруг выяснилось, что в Москве выросло новое поколение, причем как политиков, так и избирателей, утратившее страх перед режимом

В восприятии немалого числа внешних наблюдателей в России – железобетонный тоталитарный режим, в рамках которого любые выборы являются чистой воды имитацией. Однако здесь есть явное логическое противоречие – в чем смысл такой имитации, если можно нарисовать какие угодно результаты? Значит, структура российского режима все же значительно сложнее, чем представляется, пишет Максим Михайленко для Деловой столицы.

Кто подставил Собянина

К примеру, с помощью выборов он добивается легитимации как справедливое правление большинства. Фактически на содержании Кремля находятся так называемые «парламентские партии» (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»), подкармливает Путин и разнообразных «миноритариев», а с некоторых пор и агрессивные секты, демонстрирующие причудливый разброс идеологии.

Объяснение тут имеется как ретроспективное – «легализм» и факт происхождения основной части нынешней элиты из 90-х с их условной вольницей (то есть инерция), так и разоблачающее суть режима. А она – в отсутствии какой-либо реальной, устойчивой идеологии, кроме потребительской, и инстинкта защиты накопленных в ходе грабительской приватизации богатств. Причем, как показали последние годы, – любой ценой.

После прихода Путина к власти выборы перестали быть конкуренцией бюрократических и олигархических группировок (две коалиции – «Единство» и «Отечество – Вся Россия» были объединены в «Единую Россию», с тех пор «выигрывавшую» практически любые выборы) и превратились в маркетинговое действо. Перечисленные выше «парламентские» партии рассчитаны на разные страты населения, но управляются, разумеется, из единого центра. Тот же центр придирчиво следит за главным показателем – рейтингом самого Владимира Путина. И когда тот сползает, а общая социальная ситуация начинает демонстрировать виражи, коллективному Кремлю приходится идти на хитрости.

На игры в смягчение террора, в милую сердцам недобитой интеллигенции «оттепель» и направленную на современный бизнес «открытость к конкуренции».

Это и выдвижение Медведева на промежуточный срок, это и некоторые послабления в избирательном законодательстве, это и участие Алексея Навального в мэрских выборах в Москве, а 10 сентября – потеря правящей партией контроля над муниципальными советами в центре Москвы.

Возможно, конечно, мэра Москвы Сергея Собянина просто подставили, тем более что он явно метит в преемники Путина, поскольку развернул гигантскую операцию «Реновация» именно в интересах банкиров и застройщиков из путинского ближайшего окружения.

Или понадеялся на старые проверенные методы: голосование «на дому» и экстремально низкую явку, сервильные избирательные комиссии. Кроме того, в 2012 г. выборы в муниципальные собрания совпадали с президентскими выборами (а срок полномочий президента с тех пор вырос на один год), на фоне протестов и Кремлю было не до шуток. Пять лет назад Путин должен был сохранить подавляющий контроль над столицей. А в этот раз к кампании в мэрии, возможно, отнеслись спустя рукава.

Наконец, это может быть «контролируемый эксперимент» – что будет, если сегодня провести хотя бы чуточку честные выборы? На уровне, на котором избранные представители не решают практически ничего? Разумеется, при выполнении главной задачи правящей партии (уверенное доминирование), но в нынешних условиях, при сложной социально-экономической обстановке?

Машина, которую выстроил Кац

Так или иначе, машина, выстроенная политтехнологом Максимом Кацем, некогда работавшим на Навального, а впоследствии на главного московского оппозиционера, недавнего депутата-отщепенца от «Справедливой России» Дмитрия Гудкова (которому для выдвижения без сбора подписей граждан было необходимо собрать подписи муниципальных депутатов), продемонстрировала неплохой результат.

Фактически это первая заметная победа российской оппозиции – пусть и не без поддавков со стороны власти – на местных выборах с тех незапамятных времен, когда мэром Екатеринбурга стал Евгений Ройзман, а депутатом областного собрания в Ярославле – покойный Борис Немцов. Были, конечно, и вымученные победы того же «Яблока» в Петрозаводске, Петербурге, Пскове, но качеством они уступали теперешнему перехвату контроля над самыми нижними, но и самыми приближенными к обычному жителю местными советами в центре Москвы.

Итак, по данным, озвучиваемым 10 сентября российскими СМИ, преимущественно «либерального направления», в Москве демократическая оппозиция («Яблоко», независимые кандидаты и их команды, другие мелкие условно либерально-демократические партии) получила около 200 мест в муниципальных собраниях.

Об этом гордо заявил на пресс-конференции превратившийся теперь в серьезного конкурента для Алексея Навального за оппозиционный электорат в РФ Дмитрий Гудков. Кстати, стимулирование конкуренции между Навальным и Гудковым – это еще один возможный мотив игры власти в кошки-мышки с оппозицией (правда, что там еще раскалывать – давно уже не вполне понятно), хотя в ряде районов Москвы поддержка «либералов», как утверждают, просто вернулась к старым уровням. «Старым» – это до начала противодействия революционным настроениям 2011-2012 гг., а затем антизападной истерии и нагнетания «крымнашизма».

Мобилизационный проект Гудкова, которым руководил Максим Кац (его считают «архитектором» фактического выхода Навального во второй тур мэрских выборов в Москве 2013 г., однако затем они рассорились), выдвинул около 1000 человек в муниципальные депутаты города.

Триумфальная явка

Сами выборы в Москве проходили в 125 районах, все кандидаты претендовали на 1502 мандата. При этом итоговая явка на выборах в столице РФ составит, вероятно, всего 14-15%. Оппозиционеры, которых организационно и брендово поддержал Гудков, и которые выдвигались либо сами, либо от партий «Яблоко», «Парнас» и даже КПРФ, получили большинство в нескольких районах города.

Примечательно и символично, что в Гагаринском районе Москвы, где расположен участок, на котором голосовал президент Владимир Путин, все 12 мест в совете муниципальных депутатов получили «яблочники».

Возможно, в частности и поэтому Дмитрий Гудков, теперь очевидный вождь московской оппозиции, назвал прошедшие выборы успешными. «Наша победа оказалась неполной, но это победа», – написал он в своем Facebook. По словам же пресс-секретаря союзной Гудкову партии «Яблоко» Игоря Яковлева, в Москве одержал победу 181 ее кандидат в 51 районе, большинство же партия получила в шести районах города.

Команда немцовского движения «Солидарность» под руководством оппозиционера Ильи Яшина, которая выдвигалась в Красносельском районе, также получила большинство в муниципальном совете. У нее семь мандатов, у «Единой России» – три. «В обоих округах первые места наши. Полный разгром единороссов», – написал Яшин.

Журналист Илья Азар, который был кандидатом в муниципальные депутаты по району Хамовники, сообщил, что он занял первое место по первому округу, а вот «Единая Россия» вообще не прошла в этот совет муниципальных депутатов.

В свою очередь, кандидат в муниципальные депутаты по району Зюзино Константин Янкаускас рассказал, что и на юго-западе Москвы шесть районов взяли оппозиционеры. По его мнению, что-то меняется в обществе.

«История с муниципальными депутатами, которая началась пять лет назад, вышла на новый уровень. Люди освоились и смогли провести команды. Думаю, что это изменит политический процесс в городе, поскольку советы депутатов обладают большим количеством совещательно-контролирующих полномочий и независимые депутаты будут их использовать», – сказал политик.

Янкаускас заметил, что впервые за долгое время оппозиции удалось мобилизовать на выборы так много людей: «То, что они пришли голосовать, несмотря на не самую интересную кампанию, означает, что накопилось большое раздражение по отношению к городским властям». Дело в том, что первые прогнозы по явке вообще колебались около 7-10%…

На поклон к Путину

Однако в целом картина для оппозиции остается безрадостной. Тот же Гудков не сможет выдвинуться в мэры по схеме поддержки муниципальными депутатами (а не сбора подписей, которые в российской практике спокойно выбрасываются избиркомами в мусорное ведро) без поддержки правящей партии. Как заметим, и Навальный в 2013 г.

Ведь по итогам обработки почти 100% протоколов участковых избирательных комиссий из 1502 депутатских мандатов в советах депутатов муниципальных образований абсолютным лидером становится «Единая Россия», которая набрала 76,83% голосов. Она получает 1154 депутатских мандатов. На втором месте представители «Яблока» – 176 мандатов, порядка 108 мандатов получают самовыдвиженцы. C 212 до 43 (почти в пять раз!) уменьшилось число мандатов у КПРФ. «Справедливая Россия» предварительно получит 10 мандатов, ЛДПР – четыре. Ранее не представленные в советах депутатов Партия Роста и ПАРНАС претендуют на получение пяти и двух мандатов соответственно.

При этом в следующем году для преодоления «муниципального фильтра» на выборах мэра Москвы-2018 надо набрать всего 6% подписей местных депутатов. На выборах мэра Москвы в 2013 г. это количество равнялось 110 подписям. Но основное препятствие состоит в том, что кандидата должны поддержать местные депутаты как минимум в трех четвертях муниципальных образований. То есть в 110 муниципальных образованиях надо собрать хотя бы по одной подписи.

При таком раскладе юридически преодолеть муниципальный фильтр сможет кандидат на должность мэра Москвы только от «Единой России». Учитывая, что «Яблоко» будет представлено в 51 муниципальном образовании, КПРФ – в 22, а самовыдвиженцы – в 12, эти политические силы ни по отдельности, ни даже объединившись, не смогут преодолеть описанный выше «муниципальный фильтр» на выборах мэра. Так что Дмитрию Гудкову придется идти на поклон к Владимиру Путину. Если, конечно, тот все еще будет «при делах».

Тем не менее, в Москве выросло новое поколение, причем как политиков, так и активистов и избирателей, «утратившее страх» перед режимом. Любопытно, что в странах Латинской Америки в 80-е и 90-е годы прошлого века именно с этого момента начиналось омертвение режимов и их закат.

Иллюзия оттепели

Конечно, пока делать такие выводы в отношении РФ очень рано.

Ведь на всей прочей территории РФ выборы прошли «без изменений». Самая высокая явка избирателей зафиксирована в Мордовии, Саратовской и Белгородской областях. В России за пределами Москвы выборы прошли при рекордно низкой явке, а представители партии власти победили почти повсеместно. Например, во всех 16 регионах, где проходили прямые губернаторские выборы, выдвиженцы власти, уже занимающие должность, сохранили свои посты. Причем все губернаторы набрали более 60% голосов.

Но что-то похожее произошло в СССР на рубеже 80-х и 90-х годов – при формальной победе КПСС на хоть немного конкурентных выборах, активное меньшинство расшатало советскую власть и отправило ее в последний полет.

Кремль, разумеется, делает хорошую мину при плохой игре – Дмитрий Песков заявил о расцвете плюрализма и конкуренции в российской политике. Что очень смешно звучит при такой микроскопической явке и отработанном «покрытии» всей пригородной московской и всей в целом территории провинций страны.

Однако в любом случае произошедшее, даже в качестве контролируемого эксперимента – стало неприятным звонком не только для московского «почти честно» избранного мэра Сергея Собянина, но и для самого Владимира Путина.

Так что возможно, что Кремлю скоро станет не до войны.


Наша Рада
Поділіться цим