п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Мир как наживка: Чем расплатится Зеленский за встречу с Путиным Под угрозой продажи окажутся такие важнейшие составляющие нашего политического НЗ, как украинский язык и поместная украинская церковь

Владимир Зеленский дважды подтвердил свое желание встретиться с Путиным. Сначала он сообщил об этом читателям Financial Times. В интервью, которое вышло утром 26 апреля, он заявил, что хочет провести с Путиным двустороннюю встречу, и добавил, что «нас волнует не место проведения, а содержание».

Украинцам он поведал о своем желании увидеть президента РФ во время посещения Чернобыльской АЭС, тем самым невольно подтвердив опасения, что готовится какая-то катастрофа. «Все идет к тому, что эта встреча состоится, — рассказал Зеленский. — Я уже дал задание руководителю Офиса президента Андрею Ермаку, чтобы он связывался с администрацией Путина, и они нашли взаимопонимание относительно сроков и места, где мы можем встретиться. Я считаю, что главное — это суть, о чем. А где и когда — это уже детали».

В обоих случаях он подчеркнул, что его не волнует место встречи. То есть он согласен на любое место, которое назначит Путин, лишь бы встреча состоялась.

Тут два главных вопроса: зачем Зеленскому так нужна эта встреча? И чем он готов за нее расплатиться?

Вместо «Нормандского формата»

Мотивы Зеленского, прежде всего, внутриполитические. Он знает, что половина его избирателей голосовала за него потому, что он обещал мир. И если он это свое обещание не выполнит, то разочарованные перейдут к предводителю ОПЗЖ Юрию Бойко, который уже вовсю трубит о неспособности нынешней власти прекратить войну.

Последние переговоры по Донбассу на высшем уровне прошли очень давно — 9 декабря позапрошлого года. Тогда в Париже встретились лидеры стран «Нормандской четверки» — Зеленский, Путин, Ангела Меркель и Эммануэль Макрон. По результатам встречи был обнародован итоговый документ, в конце которого были анонсированы «дальнейшие шаги»: лидеры Украины, России, Германии и Франции «согласились провести еще одну встречу в этом формате в течение четырех месяцев касательно политических условий и условий безопасности, в том числе для организации местных выборов». С тех пор прошло уже четыре раза по четыре месяца, но обещанной встречи до сих пор нет.

Конечно, это вызвало глубокое разочарование у «ждунов мира», и это стало одной из причин затяжного падения рейтинга Зеленского. Поэтому на Банковой решили, что больше медлить нельзя и нужно предъявить переговоры Зеленского с Путиным, пусть даже это будут просто переговоры ради переговоров.

О том, что Банковая придерживается именно такого, весьма циничного подхода, не постеснялся рассказать Ермак 22 апреля в интервью «Лиге». Он постоянно подчеркивал, что нельзя говорить о тупике в переговорах. Журналисты ему возразили: «Сам факт переговоров вообще ни о чем не говорит. В Минске переговоры идут много лет, и всем прекрасно видно, что Россия саботирует процесс. Вы действительно считаете, что переговоры могут к чему-то привести?». Ермак на это ответил: «Зашли в тупик — это когда переговоры прекратились или вообще не начинаются. Но сейчас переговоры продолжаются и происходят чаще, чем раньше. Я согласен с вами, что в ТКГ нет конкретных решений, которые бы продвинули нас значительно вперед. Но сегодня переговоры происходят. Поэтому нельзя говорить о том, что они зашли в тупик».

Итак, переговоры в ТКГ — совсем не в тупике, ибо они идут. И переговоры в «нормандском формате» на уровне советников — тоже совсем не в тупике, ибо они идут. Но для «ждунов мира» это малоубедительно. Ибо если «Минский» и «Нормандский» форматы не в тупике, то почему же Путин уже почти полтора года отказывается встречаться с Зеленским?

Поэтому на Банковой решили предъявить еще и прямые двусторонние переговоры Зеленского с Путиным. Наверное, Зеленский и Ермак рассчитывают, что «ждуны мира» поверят в то, что это гигантский шаг к прекращению войны на Донбассе.

Telegram-каналы, очень близкие к Банковой, уверяют, что встреча состоится не когда-нибудь, а «вскоре». Что же касается места, то говорят, что Макрон в телефонном разговоре с Путиным 26 апреля предложил ему в качестве площадки для встречи с Зеленским Париж.

Конечно, это не гарантирует, что встреча и вправду состоится в скором времени. Более того, это выглядит почти фантастикой, если учесть, что Путин свои последние зарубежные визиты совершил более года назад — еще в январе прошлого года. И если он все-таки согласится полететь в Париж или еще куда-то для встречи с Зеленским, рискуя подхватить неподвластный «Спутнику V» штамм коронавируса, то затребует за такое рандеву очень высокую оплату.

Катастрофическая цена

Самое опасное заключается в том, что ради этой встречи Зеленский может распечатать НЗ — неприкосновенный запас. У каждой страны есть свой политический НЗ — то, чем она не намерена торговать ни при каких обстоятельствах. Но сейчас под угрозой продажи оказались такие важнейшие составляющие нашего политического НЗ, как украинский язык и поместная украинская церковь.

Такую цену заломил сам Путин 22 апреля, отвечая на предложение Зеленского встретиться. «Возникает вопрос: мы что хотим обсуждать на этой встрече? Если речь идет об обсуждении проблем Донбасса, то тогда в первую очередь руководство Украины должно встречаться с руководителями республик — «ЛНР» и «ДНР», а уже потом обсуждать эти проблемы с представителями третьих стран, которой в данном случае является Россия», — заявил он. То есть войну на Донбассе он обсуждать не намерен. И согласен рассмотреть предложение Зеленского только в том случае, «если речь идет о развитии двусторонних отношений».

Путин также выложил перечень претензий к Зеленскому. «В последнее время действующее руководство Украины предприняло очень много шагов, разрушающих российско-украинские отношения. Это касается ряда проблем в двусторонних отношениях напрямую. Это касается отношения к Русской православной церкви и попытки ее разрушения по сути. Это касается отношения к русскому языку и к русскоговорящим гражданам Украины, и к российским гражданам, проживающим на Украине. Очень много было шагов, направленных на разрушение наших отношений, о чем мы, безусловно, можем только сожалеть. Но если президент Зеленский хочет начать восстановление этих отношений, мы будем это только приветствовать», — такой счет выставил Путин Зеленскому.

Зеленский думал три дня, но так и не решился дать жесткий ответ Путину. Вместо этого он подтвердил свое желание встретиться.

Хуже того, своими публичными заявлениями (в частности, о своем задании Ермаку договариваться с администрацией Путина о сроках и месте встречи двух президентов) Зеленский подтвердил, что он тут просящая сторона. Эта встреча нужна ему, а не Путину. Нужна даже не для того, чтобы договориться о прекращении войны на Донбассе, а чтобы предъявить «ждунам мира» свои переговоры с хозяином Кремля. И в Кремле намерены этим воспользоваться.

Пресс-секретарь Путина Песков 27 апреля заявил, что в Кремле приветствуют инициативу Зеленского о встрече с Путиным, но подчеркивают, что этот диалог должен затрагивать исключительно вопросы двусторонних отношений. Песков напомнил, что Путин «абсолютно четко» изложил свое отношение к возможному наполнению диалога с Зеленским. «Такой диалог может касаться только проблематики двусторонних отношений. То есть этот диалог не может осуществляться исходя из целей поисков урегулирования на юго-востоке Украины, — подчеркнул пресс-секретарь Путина. — Россия не является стороной этого конфликта, и в Москве убеждены, что единственным правильным шагом для урегулирования может быть только реализация положений Минского комплекса мер, а также налаживание прямого диалога с представителями и руководством двух самопровозглашенных республик».

То есть ни о какой встрече еще не договорено, а Кремль уже жизнерадостно использует эту тему, чтобы выставить Зеленского перед украинцами в максимально неприглядном свете. А если встреча с Путиным все же произойдет, то негативный эффект может оказаться вообще огромным.

Два самых опасных момента

Наверное, эти опасения могут показаться преувеличенными. Но знающие люди подчеркивают два самых опасных момента.

Во-первых, это то, что Зеленский сам не прочь в торгах с Путиным выставить на продажу язык и церковь. Подтверждением этой смелой гипотезы служит неоспоримый факт — Зеленскому почему-то нужна встреча с Путиным тет-а-тет, вне «Нормандского формата», без участия лидеров Германии и Франции. Если бы Зеленский ради достижения мира на Донбассе хотел пойти на какие-то уступки по вопросам Минских договоренностей, то Меркель и Макрон, очевидно, не стали бы возражать. И если Зеленскому хочется обойтись без присутствия Меркель и Макрона, это вызывает подозрения, что он намерен поторговать чем-то важным, что выходит за рамки темы Донбасса. Например, украинским языком и украинской церковью — именно тем, что очень раздражает Путина, о чем тот сам и рассказал.

Второй опасный момент заключается в том, что Путин согласится на эту встречу только к своей большой выгоде. Это тот случай, когда палец в рот не клади, ибо откусит всю руку. Любые слова, которые будут сказаны на такой встрече тет-а-тет Зеленским, впоследствии будут интерпретироваться Кремлем и лично Путиным как обещания Киева, выгодные для Москвы. И пойди потом докажи, что ты такого не говорил и не предлагал.

Война идет уже восьмой год. И все это время Путин рассматривал любые договоренности только в единственном качестве: как список обязательств Киева. Любые свои обязательства Кремль старается или дезавуировать, или отложить во времени до того момента, когда Киев выполнит обязательства свои.

В итоге вместо шага к миру на Донбассе мы получим шаг в противоположном направлении. Перечень требований Путина расширится: туда добавятся вопросы языка и церкви. А Меркель и Макрон только разведут руками: это не мы, это вы, украинцы, сами напросились, сами и расхлебывайте.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим