вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Дипломатия и удары: Как ответит Путин на гибридную атаку Байдена Президент США в течение последней недели продемонстрировал, что хочет коммуницировать с Россией, но способен отвечать на недружественные действия с должным размахом. И Кремлю, который сейчас потерял инициативу, придется решать, следует ли начинать переговоры – или попробовать еще немного повысить ставки

Анонсированные Джозефом Байденом антироссийские санкции не заставили себя ждать. Президент США подписал новый набор ограничений, которые будут касаться 16 организаций и 16 физических лиц. 10 российских дипломатов, которые были замечены в излишне тесном сотрудничестве с российскими спецслужбами, будут вынуждены покинуть США.

Часть санкций касается и российской агрессии против Украины. В частности, «в партнерстве с Европейским Союзом, Великобританией, Австралией и Канадой были наложены санкции на восемь физических и юридических лиц, связанных с постоянной оккупацией и репрессиями России в Крыму. Трансатлантическое сообщество единодушно поддерживает Украину против односторонних российских провокаций вдоль линии соприкосновения на востоке Украины, в оккупированном Крыму и вдоль границ Украины», – говорится в документе пресс-службы Белого дома. Под ограничения попали, в основном, чиновники оккупационной «администрации». А также – «пригожинские» компании и бизнесмены.

Но самая интересная часть сегодняшних санкций начнет действовать с лета. Поскольку с 14 июня американским компаниям будет запрещено покупать российские долговременные долговые обязательства, выпущенные российским Центробанком, Фондом национального благосостояния России или Министерством финансов.

При этом в документе особо отмечено, что санкции против суверенного долга могут быть, в случае необходимости, расширены.

Реакция российской стороны, учитывая тот факт, что время введения и суть санкций были частично известны еще со вчерашнего дня, была незамедлительной. Российский МИД сообщил, что собирается вызвать посла США Джона Салливана для «тяжелого разговора».

Очевидно, частью реакции на санкции США можно считать и заявление Дмитрия Пескова о том, что в ближайшее время встречи Путина с Байденом не будет. И что сама возможность проведения такой встречи «находится на стадии анализа». Как и участие России в виртуальном климатическом саммите, на который Байден пригласил Путина вместе с 40 другими мировыми лидерами.

Россия еще до введения санкций пообещала США «симметричный ответ» на санкции, но с ним может возникнуть проблема. Выслать из Москвы 10 американских дипломатов весьма просто. Запретить Boeing или Lockheed Martin использовать российские технологии – еще проще. А вот запрещать российским компаниям покупать облигации США – как-то не очень логично. Во-первых, это очень хорошие финансовые инструменты, которые в течение последних нескольких месяцев россияне наоборот начали скупать. А во-вторых, 5 миллиардов долларов – а именно таков объем госдолга США в руках российских бизнесменов, для государства, которое задолжало миру 28 триллионов долларов – это даже не комар для слона. Это меньше трех сотых процента.

Поэтому реальный ответ России на действия Байдена однозначно не будет «симметричным». Поскольку реализовываться он будет или в дипломатической плоскости – в виде ускорения подготовки к саммиту, на котором Путин и Байден обозначат не «перезагрузку отношений», и даже не лимитированное взаимными интересами сотрудничество в условиях жесткой конкуренции. В лучшем случае, они обсудят красные линии, которые Вашингтон и Москва не будут переходить в процессе дальнейшей конфронтации.

А единственной альтернативой такого саммита может стать усиление конфронтации и дальнейшая взаимная игра на нервах. И Украина в этой игре вполне может быть использована Кремлем как одна из козырных карт.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим