п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Диалог с убийцей: Почему Байден хочет говорить с Путиным Разговор президентов США и России не будет простым. При этом обе стороны к моменту переговоров, само проведение которых не является гарантированным, будут пытаться улучшить свои позиции всеми доступными способами

Вчерашний телефонный разговор между президентами США и России стал полной неожиданностью для всех, кто в течение последних месяцев наблюдал за непростыми отношениями двух государств.

Поскольку до сих пор встречу, точнее, какие-то причудливые «публичные дебаты» настойчиво предлагал именно Кремль. И именно в Москве жаловались на «отсутствие конструктивного диалога». Зато сейчас с предложением о встрече выступил Вашингтон.

И, что удивительно – вчерашняя инициатива Джо Байдена встретиться в третьей стране особого энтузиазма у Кремля вроде как не вызвала. О перспективах встречи отсутствуют упоминания в официальном пресс-релизе на сайте Кремля. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в комментариях для российских журналистов только заявил, что «предложение будет изучаться» – и на том тема была закрыта. По крайней мере, пока.

Что стало причиной столь сдержанной реакции – пока не скажешь. Возможно, Путину не понравились заявления Байдена о поддержке украинского суверенитета и недопустимости вмешательства России во внутреннюю политику США. Возможно, президент США в 40-минутном разговоре анонсировал еще какие-то ограничительные меры в отношении России, упоминание о которых попало в прессу, кто знает. Все это чистой воды предположение. Но после вызова на беседу, который Путин бросил Байдену считанные недели назад, уклониться от нее будет весьма непросто – и это в Кремле прекрасно понимают.

Определенное количество деталей обнародовала американская сторона в лице пресс-секретаря президента США Джейн Псаки. Которая сообщила, что встреча, если на нее согласится Россия, состоится летом. И что целью встречи будет не выстраивание «доверительных отношений», а попытка «вернуть отношениям предсказуемость», а также найти точки вероятного взаимодействия между Москвой и Вашингтоном. И что ограничительные меры и дипломатическое давление на Москву будут продолжаться независимо от того, будут ли согласованы факт и дата встречи.

Вообще, решение об этой встрече – это достаточно смелый шаг со стороны Байдена. Поскольку, с одной стороны, ему придется противостоять Путину в публичной беседе. А с другой – любое его слово будут тщательно анализировать представители Республиканской партии, ища как «предательство национальных интересов США» – так и наоборот, признаки «чрезмерной и ненужной конфронтации с Россией».

Но, очевидно, действующий президент США пока не чувствует себя «престарелым маразматиком», как его пытаются изобразить на России и в прореспубликанских СМИ в США, и вполне уверен относительно своей способности противостоять Путину хоть в публичной, хоть в частной дискуссии.

Вопрос о том, о чем будут говорить Байден с Путиным, также не стоит – круг вероятных тем был очерчен во вчерашнем разговоре. Среди тем – «больные вопросы» в виде вмешательства в американскую избирательную систему, украинско-российский конфликт, судьба российской оппозиции и соблюдения прав человека на России. Зато есть и вопросы, по которым можно найти «точки соприкосновения». Среди них – заключение и выполнение двусторонних соглашений, связанных с контролем над ядерными арсеналами, выработка какой-то согласованной позиции в отношении Афганистана, вероятное восстановление «ядерной сделки» с Ираном. Вокруг этих тем будет происходить дипломатический торг.

Перед которым обе стороны попытаются, конечно, максимально улучшить свою позицию. Способы и возможности подобного улучшения у США и России очень разные.

В случае с Вашингтоном, как об этом открыто сообщила Псаки, санкционное давление на Кремль будет продолжаться. И, вероятно, даже усилится.

А вот со стороны России, скорее всего, продолжится сегодняшняя тактика эскалации на Донбассе и концентрации войск на границах с Украиной. Так же, как и агрессивная антизападная риторика, и провокации на границах воздушного пространства стран-членов НАТО. Хотя эти меры Кремль, в отличие от Белого дома, во вчерашнем сообщении не анонсировал.

Впрочем, ключевым для Украины является тот факт, что, надеясь «переиграть» Байдена, и, в идеале, «договориться о новом переделе мира», российский президент на полномасштабные боевые действия до предстоящей встречи, скорее всего, не пойдет. Жаль, что за это дополнительное время гарантированного «почти мира» украинским вооруженным силам придется заплатить новыми жертвами. И хотелось бы, чтобы эти жертвы не были напрасны. Как для укрепления украинской обороны, так и для дела глобального противостояния демократической части мира с Россией.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим