четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Особенности табачного рынка Донбасса, или $300 млн боевикам от Украины В Украине уже третий год растет потребление контрафактных, либо контрабандных сигарет, а потери бюджета исчисляются миллиардами гривен

Разговоры о нелегальном рынке сигарет, контрабанде сигарет мы привычно связываем с контрабандой через западную границу страны. В значительной мере, это правда — доля рынка нелегальных сигарет в приграничных с Украиной регионах стран ЕС, согласно данным KPMG Stella Report достигает местами 15% — в Подляшском воеводстве Польши. Общие налоговые потери от контрабанды табачных изделий для наших соседей оцениваются в миллиард евро. Из этой суммы не менее 40% — заслуга украинских контрабандистов, пишет Игорь Тышкевич для Хвилі.

Те, кто производит, либо вывозит из страны такого рода продукцию, зачастую находят сочувствие сограждан — людям же надо как-то зарабатывать. Например, согласно социологическому исследованию, проведённого Украинским институтом будущего в 2019 году, более 28% жителей приграничных областей помогут перевезти контрабанду через границу незнакомому человеку, если тот попросит. Среди всех жителей Украины этот показатель составляет 20,6%. При этом расскажут таможенникам (либо украинским, либо на сопредельной стороне) про планируемое нарушение лишь 2,6% и 3,8% соответственно.

Но, как ни парадоксально это звучит, в самой Украине уже третий год растёт потребление контрафактных, либо контрабандных сигарет. По данным Kantar их доля на отечественном рынке по результатам 2019 года составила 6,6%. При этом прямая контрабанда 5,9%, подделка — 0,7%. Общие налоговые потери агентство оценивает в сумму 4,7 миллиарда гривен.

Правительство Гончарука приняло решение о введении «электронной акцизной марки», которая по задумке должна была быть запущена не позднее 1 мая 2020 года. Мол, таким образом население может проверить продукцию на легальность. Задумка хорошая — люди получат возможность делать сознательный выбор и не покупать контрафакт. Возможно, меньше будет потребления некачественного алкоголя. Возможно, это станет барьером для поддельных сигарет, которых по результатам 2019 года было около 0,7% от объёмов рынка. Остаётся открытым вопрос: что делать с контрабандой, которая составляет 5,9% рынка.

Проблема не надумана — ведь контрабанда на украинскую территорию — это уже потери для украинского бюджета. Оценка в 4,7 миллиарда гривен в год — существенная сумма. Если к этому прибавить объём рынка, занятый контрабандой — прибыль торговцев (которые находятся, естественно, в тени и не платят налоги), возможное сокращение объёмов производства табачными компаниями, сумма возрастает.

Контрабанда не только «ИЗ» Украины. Внутри страны динамика пугает

Ситуация становится ещё более неприятной, если посмотреть на региональный разрез торговли контрабандными и контрафактными сигаретами. Более 70% изделий реализуется в Одесской, Хмельницкой, Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях. Одесса — объяснима — крупный порт, рядом государственная граница, табак из Молдовы и других стран. Хмельницкий, на первый взгляд, кажется лишним в этом списке. Но если вспомнить про местный оптовый рынок и количество граждан Беларуси, приезжающих за покупками, всё становится на свои места. Недаром продукция Гродненской табачной фабрики входит в ТОП-5 наиболее распространённых контрабандных марок на территории Украины.

Остаётся вопрос с тремя восточными областями. На них приходится более половины реализованной в стране табачной контрабанды.

Для того, чтобы понять серьёзность ситуации в регионе, оценим для начала суммарный объём рынка. В стране реализовано легально около 45 миллиардов сигарет, что (с учётом 6,6% контрабанды) составляет 93,4% от общего объёма. В таком случае жители Украины выкуривают в год около 48,18 миллиардов сигарет. Объём контрабанды в таком случае — 3,18 миллиардов сигарет.

Агентство Kantar по результатам своего исследования утверждает, что в Харьковской области реализуется 18% общих объёмов контрабанды. В Днепропетровской — 19%, в Запорожской — 13%. Для того, чтобы получить данные по доле рынка табачных изделий возьмём данные по численности населения в этих регионах, допустим, что реализация сигарет не имеет региональных отличий (то есть курят все примерно одинаково). И, разделив общий объём легального рынка на долю населения областей к о общему количеству жителей страны, получим количественные значения. Вычислить количество контрабанды легко, имея общую цифру и процент реализации в отдельных регионах.

Далее, сопоставив легальные/нелегальные продажи выходим на неприятные цифры. В Харьковской области доля контрабанды и подделок — 15,8% от объёмов рынка. В Днепропетровской — 14,5%, в Запорожской — 19,3%.

Сюда же можно смело добавить Донецкую и Луганскую область, где работа мониторинговых групп Kantar затруднена по вполне понятным причинам. Соответственно, процент подделки, контрабанды там не меньший, чем в, например, Днепропетровской области.

Возникает вопрос, откуда в этих регионах контрабанда. Для полного понимания дам простую картинку.

Потоки контрабанды идут с территории ОРДЛО и Российской Федерации. Самое интересное, в данной ситуации то, что луганские и донецкие «производители» заваливают своей продукцией и приграничные области РФ, создавая проблемы легальным российским производителям. Но для нас проблемы Кремля интересны в меньшей степени, а вот потери от контрабанды из ОРДЛО — в большей. Давайте разбираться.

Табачная промышленность боевиков — конкуренция в борьбе за рынки

На начальном этапе АТО табачный рынок так называемых ДНР и ЛНР был насыщен в массе своей продукцией украинских и российских компаний. Причём уже в конце 2015 года перекос пошёл в сторону российского поставщика. Однако, продажа сигарет — хороший бизнес — по различным оценкам ёмкость рынка ОРДЛО составляет от 190 до 220 миллионов долларов. Простой пример — поставки из РФ в ОРДЛО сигарет и табачной продукции в 2017 году составили, по данным ЛИГА.нет около 70 млн долларов. Это в два раза больше объёмов поставок коксующихся углей на металлургические предприятия региона. Но в 2017 году в так называемой «ДНР» уже работала Донецкая табачная фабрика. Чуть позже к ней присоединились мощности компании Хамадей, которая в начале АТО переехала в Краматорск, но потом зарегистрировалась как налогоплательщик в ДНР.

На рубеже 2016 и 2017 годов своё производство появилось и в Луганске — с помпой была открыта «Луганская табачная фабрика», укомплектованная бывшим в употреблении оборудованием, завезённым из России.

В этот же период времени (2016-17 годы) в «народных республиках» начался процесс активной борьбы за рынок. С одной стороны, местные производители вытесняли российский импорт. Процесс, кстати, облегчился после того, как в 2018 году японская JT Tobacco выкупила ростовскую фабрику «Дон-Табак» и прекратила легальную отгрузку продукции в ОРДЛО.

С другой стороны, донецкие и луганские «табачники» активно воевали за рынок друг с другом. Примечателен факт, что в 2017 году наиболее структурированным силовым органом так называемой «ЛНР» был… таможенный комитет. В Донецке так же быстро «нарастили потенциал» таможенной службы. Между «республиками» был усилен таможенный контроль, введены драконовские ограничения не перемещение алкогольной и табачной продукции.

Естественно, эти, с позволения сказать «таможенники» декларировали и контроль над границей с РФ. Но там их работа носила и носит, скорее, декларативный характер — табак из ОРДЛО активно поставляется в приграничные российские территории. Даже в Ростове-на-Дону доля нелегального (контрабандного) табака превышает 29% объёмов рынка. А названия марок «Хортиця» (марка, принадлежащая Хамадей), «Біле сонце» (производится как в Донецке, так и в Луганске) говорят сами за себя.

Но, кроме собственных марок, табачные заводы на неподконтрольной территории активно занимаются производством фальсификата — подделок под марки известных производителей. А с 2019 года начался новый процесс — подделка подделок — использование названий, популярных контрабандных и контрафактных сигарет на украинском рынке.

Именно 2017 год стал переломным в вопросе поставок контрабандных сигарет на украинскую территорию. С этого же момента процент контрабанды и подделок на рынке Днепропетровской, Запорожской, Харьковской устойчиво растёт. Как указывалось выше, можно предположить, что аналогичные процессы происходят и на освобождённых территориях Донецкой и Луганской области.

Теперь давайте попробуем оценить объёмы рынка, взяв за отправную точку оценку в 190 млн долларов на население максимум в 3 млн человек (если верить данным сепаратистов). На подконтрольной Украине территории Донецкой и Луганской областей, а также в Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях верификация, проведённая под руководством Дубилета насчитала в сумме 10,8 миллионов. То есть объём табачного рынка этого региона составляет не менее 680-700 млн долларов в год. Не менее 15% от этой суммы уже находится «в руках» производителей из ОРДЛО. То есть ежегодно не препятствуя контрабанде сигарет на свою территорию, Украина дарит боевикам не менее 100 миллионов долларов в год. При этом теряя на налогах от производителей, торговых сетей, мелких предпринимателей. И, естественно, не стоит забывать коррупционную составляющую — контрабанда и реализация контрабанды чаще всего соседствуют с взятками, крышеванием и им подобными явлениями.

Таким образом, суммарные потери экономики страны (налоги + потерянная доля рынка) составляют в ценах конца 2019 года не менее 2,35 млрд + 2,5 млрд = 4,85 млрд гривен. В реальности потери выше — поскольку к статистике недополученных налогов Kantar стоит добавить объёмы рынка подконтрольной части Донецкой и Луганской областей с концентрацией там военных — потребителей табачных изделий. Поэтому оценка в суммарные потери 6 миллиардов гривен в год не является фантастической. Это без учёта рынка ОРДЛО, присутствие на котором украинских производителей — тема отдельной дискуссии.

Что с этим делать, какие возможные контуры государственной политики в области борьбы с табачной контрабандой, в том числе из ОДЛО? Вариантов достаточно, предложения Украинского Института Будущего можно будет прочитать в тематическом докладе, презентация которого пройдёт уже в апреле 2020 года.

Главное — не закрывать глаза на проблему. Не пытаться перекладывать ответственность на разные поколения власти. Проблема есть — её надо решать. Иначе Украина и дальше будет фактически финансировать боевиков, подрывая позиции собственных налогоплательщиков.


Наша Рада
Поділіться цим