п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Земля, бюджет и дефолт: Зачем Зеленский собирает Раду 13 апреля Очевидно, что Зе-власть разыгрывает перед украинцами какой-то спектакль. Но какой именно, по какому сценарию – тут есть две версии

В понедельник, 13 апреля, в 14:00 должно начаться внеочередное пленарное заседание Верховной Рады. Его созывает спикер Дмитрий Разумков по требованию президента Владимира Зеленского.

В повестке дня – восемь вопросов. Однако, прежде чем говорить о них, нужно сказать о вопросе, которого в повестке дня не оказалось.

Антиколомойского закона не будет

Нет в повестке дня законопроекта №2571-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности». Этот закон кратко называют антиколомойским. В том смысле, что он должен сделать невозможным возвращение «Приватбанка» прежним владельцам – Игорю Коломойскому и его партнерам.

Принятие этого закона, а также закона о рынке сельхозземель – это ключевые требования МВФ. 29 марта Зеленский в своем видеообращении анонсировал, что после принятия этих двух законов «мы получим поддержку от наших международных финансовых партнеров в размере не менее $10 млрд». 30 марта он лично на внеочередном заседании парламента агитировал за эти два закона и подчеркивал: «Для нас очень важно, чтобы состоялось подписание меморандума с МВФ».

На том заседании земельный закон был принят окончательно, а антиколомойский — только в первом чтении. 8 апреля руководитель офиса Зеленского Андрей Ермак провел встречу с временным поверенным в делах США в Украине Кристиной Квин и заверил ее, что «в ближайшее время состоится заседание Верховной Рады, на котором должны быть приняты необходимые законы для начала реализации новой программы сотрудничества с МВФ».

Однако это обещание Ермака уже утром 10 апреля подкорректировал Разумков. Он сослался на то, что к антиколомойскому закону подано более 16 тысяч поправок. «К сожалению, это антирекорд украинского парламента. 16 тысяч поправок мы еще не получали никогда. Я считаю, что это направлено на то, чтобы заблокировать работу парламента», – заявил спикер.

По его словам, на рассмотрение законопроекта с таким числом поправок потребуется полгода. «А учитывая коронавирус, идя полностью по всем правкам, то это намного больше может быть. На это парламент не пойдет, потому что мы понимаем все те вызовы, которые сегодня стоят перед Радой», – сказал Разумков, но тут же признал, что он сейчас не может сказать, когда состоится рассмотрение антиколомойского закона.

На тот момент профильный комитет (по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики) еще не завершил подготовку сравнительной таблицы ко второму чтению проекта. «После этого они должны будут пройтись по правкам и определиться, какие учитывать, а какие нет. Только после этого этот документ можно будет рассматривать в зале ВР. Пока трудно сказать, сколько на это уйдет времени, но надеюсь, что немного», – резюмировал Разумков.

Вечером 10 апреля первый замглавы профильного комитета, замглавы фракции «Голоса» Ярослав Железняк радостно объявил, что наконец-то все правки в количестве более 16 тысяч внесены в таблицу. К тому времени уже было известно, что законопроекта №2571-д нет в повестке дня заседания 13 апреля. «Говорят, что, возможно, будет еще одно внеочередное на следующей неделе, но что же мешает сделать все сразу?! Позиция партии «Голос» однозначна – вопрос банков должен быть первым!!! Без компромиссов!» – заявил Железняк.

Очевидно, что Зе-власть разыгрывает перед нами какой-то спектакль. Но какой именно, по какому сценарию – тут есть две версии.

По одной версии, Зеленский с Разумковым намерены обвести Коломойского вокруг пальца и добиться, чтобы законопроект №2571-д был принят-таки окончательно на следующей неделе. Напомним, что 30 марта этот проект благополучно прошел первое чтение благодаря тому, что его согласились поддержать фракции «Евросолидарности» и «Голоса», а также группа «Доверие». На втором чтении они наверняка займут такую же позицию.

При этом, как и анонсировал спикер, «парламент не пойдет» на то, чтобы реагировать по отдельности на все 16 тысяч правок, даже если на каждой из них будут настаивать их авторы (как известно, львиную долю правок внесли нардепы, связанные с Коломойским). Представителями «Евросолидарности» и «Голоса» высказывались разные идеи, как это можно организовать технически.

Не будем углубляться в регламентные тонкости и прочие технические подробности, тем более что эта версия сценария с каждым днем кажется все менее правдоподобной. И все более вероятной становится вторая версия, согласно которой Зе-власть по договоренности с Коломойским уже поставила крест на кредите от МВФ и сейчас всего лишь разыгрывает перед МВФ (а также перед США и ЕС) и перед народом спектакль по сценарию типа «мы старались изо всех сил, но нам помешали».

Земля и бюджет

И вот в таких условиях будет проходить внеочередное заседание парламента 13 апреля. Среди вопросов, включенных в повестку дня, есть два, которые напрямую интересуют западных кредиторов Украины.

Один из них – это рассмотрение проектов постановления об отмене решения от 31 марта о принятии в целом как закона законопроекта №2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». Таких проектов постановлений внесено аж 13. Среди авторов — нардепы, связанные с Коломойским, и примкнувшие к ним представители «Батькивщины», включая саму Юлию Тимошенко.

Задачей этого законодательного спама было воспрепятствовать передаче принятого земельного закона на подпись спикеру. Скорее всего, эти проекты провалятся в сессионном зале, после чего земельный закон будет быстро подписан Разумковым и тут же отправлен на подпись Зеленскому. Тем самым Зе-власть как бы продемонстрирует МВФ свою настойчивость в желании добиться кредита.

Второй вопрос, имеющий прямое отношение к МВФ, – это внесение парламентом изменений в закон о госбюджете на 2020 г. Соответствующий законопроект, подготовленный Кабмином, 30 марта не набрал голосов и был отправлен на доработку в бюджетный комитет. 11 апреля комитет вместе с Минфином подготовил новую редакцию этого законопроекта; ее текст появился на сайте парламента 12 апреля, накануне голосования в парламенте. Итак, посмотрим на ключевые цифры этого документа.

По сравнению с ныне действующим законом о госбюджете-2020 предлагается уменьшить доходы бюджета с 1095,58 до 975,83 млрд грн – на 119,75 млрд грн, или на 10,9%. Такое уменьшение в нынешних условиях не удивительно, хотя его можно назвать оптимистичным – ибо реальное падение доходов бюджета может оказаться еще большим.

Более удивительно то, что в нынешних условиях предлагается увеличить расходы бюджета с 1184,01 до 1266,42 млрд грн – на 82,41 млрд грн, или на 7%. А предельный объем дефицита бюджета должен вырасти с 96,27 до 298,4 млрд грн — на 202,13 млрд грн, или в 3,1 раза. Это означает, что уровень дефицита поднимется с 8,8% до 30,6% от объема доходов.

Бюджет с дефицитом 30% – это не просто кошмар. Это такой кошмар, что трудно представить, как его может одобрить МВФ. Но все же пандемия коронавируса – это явно экстраординарная ситуация. Поэтому можно предположить, что МВФ таки согласился закрыть глаза на свои прежние правила и дать Украине вожделенный кредит на покрытие бюджетного дефицита – при условии, повторим, принятия двух законов: антиколомойского и земельного.

Однако сейчас мы видим, по сути, что Зе-власть блефует. Она уже собирается увеличить дефицит бюджета почти до 300 млрд грн, хотя антиколомойский закон еще не принят и соответственно меморандум с МВФ еще не подписан.

Поэтому нелишне будет поинтересоваться, что нас ждет в наиболее вероятном случае – если 13 апреля парламент внесет изменения в бюджет, а МВФ денег не даст. В ныне действующем законе о госбюджете-2020 записано финансирование бюджета за счет внешних заимствований в объеме 134,04 млрд грн. Этих денег у нас нет – это те $5 млрд, которых мы ждали от МВФ и других доноров, но которых нам до сих не дали. В проекте, подготовленном к принятию 13 апреля, эта ожидаемая сумма возросла почти вдвое – до 265,06 млрд грн. Это те $10 млрд, о которых говорил Зеленский.

Если антиколомойский закон не будет принят, то МВФ и вслед за ним другие доноры денег нам так и не дадут. А значит, 265 млрд грн придется покрывать другими способами.

Один из этих способов – дефолт, то есть отказ платить по долгам. Но этой экономии, скорее всего, не хватит. А после дефолта нам уже никто не даст в долг. И тогда не избежать второго способа – масштабной эмиссии гривны. Оба эти способа приведут к огромному дефициту доллара и евро и, как следствие, к гиперинфляции, выйти из которой будет очень трудно.

Это тот путь, на который мы вступаем 13 апреля в случае закрепления 30%-го дефицита госбюджета. Кстати, Зеленский выступил с видеообращением к украинцам в связи с предстоящим внеочередным заседаниям парламента. Он много говорил об готовящихся изменениях в госбюджете, о 66 млрд грн, которые пойдут в Фонд борьбы с коронавирусом, о 30 млрд грн, которые достанутся пенсионерам, о своем любимом проекте «Большое строительство» и прочих крупных расходах, но ни слова не сказал, откуда возьмутся деньги на все это. Антиколомойский закон и кредит от МВФ остались фигурой умолчания. Не потому ли, что Зе-власть уже поставила на них крест, но боится нам об этом сказать.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим