вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

НБУ и крепкая гривна: Почему доллар скоро станет дороже Нацбанк гордится тем, что обуздал инфляцию и сделал украинскую гривну самой крепкой валютой в мире. Но насколько это полезно для экономики – большой вопрос

Мировой экономический кризис приближается. Падение цен на нефть приведет к удешевлению сырья, продукции металлургии. И точно ударит по украинским экспортерам, которым нужна более дешевая гривна.

Нацбанк заслуженно гордится тем, что обуздал инфляцию и сделал украинскую гривну самой крепкой валютой в мире. Но насколько это полезно для экономики – большой вопрос.

Сейчас ряд Телеграм-каналов, которые принято считать подконтрольными Александру Дубинскому, начинает разгонять панику: мол, неделя начнется с резкой девальвации, ждите доллар по 30 гривен. Вряд ли, конечно, подобное случится. Но делать страшное пугало из ослабления гривны – значит вредить экономике своей страны.

Есть такая штука – опасность простых решений. Это когда популист приходит к власти, предлагая простые решения сложных проблем. Например: «Растут цены? Я запрещу повышать цены!». Если такой популист потом пытается воплощать в жизнь обещания – кризис неизбежен. В случае с нашим примером – просто исчезнут с полок товары.

Но бывает и ровно обратное. Есть некое решение, которое очевидно, которое стоит претворить в жизнь. Но из-за амбиций управленцев разного уровня, подковерных игр и скрытых интересов оно не реализуется. А потом, когда бабахнуло по голове обвалом экономики, все спрашивают друг друга: «Ну почему же мы так долго выжидали? Почему не сделали то, что было очевидным?».

Это мы сейчас про завышенный курс гривны говорим. Да, за минувший год наша национальная валюта укрепилась к доллару на 15% – есть повод для гордости мировым рекордом. Да, можно порадоваться за соотечественников, которые стали куда чаще ездить за рубеж. Порадоваться за туристические компании – хотя сейчас, на фоне вспышки коронавируса, радоваться за них уже не получится. Еще крепкая гривна выгодна импортерам, перевозчикам и держателям ОВГЗ.

Но гораздо больше тех, за кого стоит горевать.

Прежде всего крепкой гривне совсем не рады экспортеры. Аграриям в этом году пришлось сильно экономить, готовясь к посевной, потому что их доходы по итогам 2019-го оказались в долларовом выражении ниже, чем ожидалось. Не потому что урожая собрали и продали меньше (на самом деле наоборот), а потому что все второе полугодие нацвалюта укреплялась.

Экспортерам металлов тоже несладко: мало того, что мировые рынки «придавила» эпидемия коронавируса, так еще и полученную валюту не продашь по выгодному курсу. То есть не повысишь зарплаты, не инвестируешь в новое оборудование и месторождения. А тем временем тарифные аппетиты растут – и у УЗ, и у энергетиков.

Крепкая гривна также негативно влияет на тяжелую промышленность: доходы у них в валюте, а расходы в гривне. Точно так же достается легкой промышленности – при крепкой гривне ей сложно конкурировать с китайским ширпотребом. По сути, поддерживая крепкую гривну, НБУ стимулирует промышленность других стран вместо того, чтобы стимулировать свою, украинскую.

Проигрывает и государство: из-за сильной нацвалюты недобираются плановые доходы от таможни (в наибольшей степени) и налоговые поступления. Результат – нечем наполнять бюджет.

Наконец, когда укрепляется гривна – растут цены в магазинах: так бизнес компенсирует недобранную из-за искусственно завышенного курса прибыль.

Неужели в правительстве всего этого не понимают? Кажется, очень даже понимают. В своем выступлении перед Верховной Радой новоизбранный премьер-министр Денис Шмыгаль сказал: «На сегодня мы увидели только укрепление гривни, которое ударило по промышленности, но никак не отобразилось на благосостоянии украинцев».

Проведя небольшую управляемую девальвацию, можно одним выстрелом убить двух зайцев: получить деньги на социальные нужды (напомню, индексацию пенсий пришлось отложить на полгода) и помочь экспортерам, для которых крепкая гривня – большая проблема. Но на печатание гривны не согласится НБУ, а главное – МВФ. Только-только обуздали инфляцию…

Так что пока НБУ продолжает укреплять гривну. Со 2 по 6 марта регулятор продал на межбанковском валютном рынке на $157,2 млн больше, чем купил. То есть НБУ искусственно создает дефицит гривневой наличности, тем самым повышая курс нацвалюты. И чтобы изменить ситуацию, явно нужно принять политическое решение.


Андрей Петренко / Depo.ua
Поділіться цим