вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Cвидетель Телиженко: Как Киев помогает новому «украиногейту» в США Уже можно констатировать, что на Банковой решили еще раз обыграть сюжет вмешательства в американскую политику, сделав ставку на Трампа как вероятного президента США до 2024 года. Со всеми вытекающими последствиями

С оправдания президента США Дональда Трампа в Сенате прошел почти месяц. Блюдо из одного всем известного ингредиента уже остыло, и республиканцы готовы его подать — перейти от информационного к практическому этапу (расследованию) кампании в отношении бывшего вице-президента Джозефа Байдена. Причем «слоны» приурочили ее старт к первой и убедительной победе Байдена на праймериз в Южной Каролине.

Подготовка заняла несколько месяцев. По данным ряда американских СМИ, в частности, CBS News и Buzzfeed, трое республиканцев-сенаторов — Чак Грассли (глава комитета по финансовым вопросам), Рон Джонсон (глава комитета по вопросам внутренней безопасности и правительственных вопросов) и возглавляющий Юридический комитет Линдси Грэм с ноября активно (Грэм в меньшей степени) — собирали материалы на Джо и Хантера Байдена. Как сообщил News Yahoo неназванный сенатор-демократ, Джонсон, Грассли и Грэм разослали соответствующие запросы в Госдепартамент, минфин, минюст, ФБР, Национальный архив и Секретную службу. Часть документов, которые, по некоторым сообщениям, исчисляются тысячами страниц, уже поступили в их распоряжение. К примеру, в начале февраля стало известно, что минфин передал финансовые отчеты о деятельности Хантера Байдена, которые республиканцам понадобились для поиска сомнительных финансовых транзакций сына экс-вице-президента, в частности, во время его работы в правлении компании Burisma Holdings, принадлежащей Николаю Злочевскому (министр экологии в президентство Виктора Януковича).

1 марта близкий к Трампу Рон Джонсон, который, к слову, приезжал в Киев в сентябре 2019 г. после давшего старт процедуре импичмента скандала с заблокированной военной помощью Украине, а совсем недавно — 14 февраля, инициировал голосование о проведении слушаний в Сенате при участии бывшего третьего секретаря посольства Украины в Вашингтоне Андрея Телиженко в качестве свидетеле в деле Байдена. Кстати, с Телиженко Джонсон, сообщала The Washington Post, также лично встречался — судя по опубликованному в Facebook снимку, 11 июля прошлого года. То есть за две недели до судьбоносного телефонного разговора Дональда Трампа с Владимиром Зеленским.

Кто такой Телиженко

Если коротко: никому особо неизвестный бывший украинский дипломат (не кадровый и недолго), исправивший свое положение и всячески привлекающий к себе внимание американских консервативных СМИ и обозревателей. Развернутый ответ о его участии в американских политических процессах начинается с фразы «А началось все в 2017 году». Тогда Телиженко стал первым, кто в западной прессе обвинил Киев во вмешательстве в выборы президента США годом ранее на стороне Хиллари Клинтон. Он был одним из ключевых ньюсмейкеров нашумевшей публикации Politico о якобы вмешательстве посольства Украины в выборы, появившейся за неделю до инаугурации Трампа.

Доступная биография 30-летнего Телиженко весьма скудна. Сообщалось, что учился якобы в Украине, США, Канаде, значился советником по международным вопросам в «Батьківщині», в 2006 г. работал на «Нашу Украину». Ныне называет себя экспертом-международником и является одним из соучредителей Golden Lion Strategies Inc — компании с пропиской в Торонто, которая предоставляет услуги консалтинга в сфере международных отношений, внешней безопасности, политических стратегий, бизнеса и лоббизма.

В то же время, согласно публикации «Главкома», ссылающегося на свои источники в ГПУ, дипломатических кругах, в украинскую дипмиссию в США, где проработал около полугода (декабрь 2015 — май 2016 гг.) Телиженко попал при довольно странных обстоятельствах. «В разгар Революции достоинства в 2014-м СМИ Андрея Телиженко называли «активистом Евромайдана», одним из лидеров «Автомайдана» и другом Дмитрия Булатова, председателя этого движения, который впоследствии стал министром молодежи и спорта, — говорится в статье. — Телиженко работал и с Виталием Яремой, первым вице-премьером (2014 г.) и генпрокурором (2014-2015 гг.). Сначала был его помощником в правительстве, а затем перешел за шефом в Генпрокуратуру, где устроился на должность начальника отдела официальных мероприятий и протокола ГПУ». Эта должность, по словам источников издания, была создана специально для него. Когда Ярема покинул ГПУ, Телиженко остался работать при Викторе Шокине.

В апреле 2015 г., пишет «Главком», Телиженко стал участником масштабного ДТП в Киеве, и якобы был нетрезв. В ГПУ скандал решили замять, уволив его задним числом. И после этого, при содействии Яремы, по данным журналистов, получил работу в посольстве США. В дипмиссии говорят, что Телиженко «закончил командировку досрочно по собственному желанию», а сам он утверждает, что из-за разногласий с тогдашним послом Валерием Чалым.

На благо Руди

Как бы то ни было, но карьера Телиженко на этом не закончилась. Он стал частым гостем на эфирах в Штатах, где, как сообщают СМИ, проживают его родители. В том числе сотрудничал с адвокатом Трампа Руди Джулиани и со скандальным экс-автором The Hill Джоном Соломоном (также аффилирован с Джулиани), чьи «расследования» дали старт всей этой истории с Байденами и увольнению Мари Йованович.

В комментарии Соломону Телиженко заявлял, что присутствовал на встрече с представителями администрации Барака Обамы (ФБР, минюста, Госдепа) в январе 2016 г., во время которой якобы украинскую сторону просили возобновить расследование в отношении Пола Манафорта, экс-советника Виктора Януковича и главы штаба Трампа.

Правда, качество материалов Соломона в Соединенных Штатах подвергли сомнению. Вызванный его статьями резонанс вынудил редакцию The Hill провести детальный разбор всех 14 материалов. И в конце февраля газета сообщила, что Соломон «в некоторых колонках не представил важные детали о ключевых источниках из Украины, включая тот факт, что им было предъявлено обвинение, либо они находились под следствием». Речь идет, например, о партнере Джулиани Льве Парнасе, которого обвинили в нарушении правил финансирования политических кампаний. В издании пришли к выводу, что то, что Соломон называл «расследовательской журналистикой», на деле оказалось «точкой зрения», которая вводила в заблуждение читателей. В дополнение к выводу The Hill следует также упомянуть предшествующую ему рекомендацию протрамповского (!) Fox своим сотрудникам, согласно которой, по данным The Daily Beast, им не стоит доверять утверждениям Соломона об Украине.

Впрочем, негативный шлейф статей Соломона, затрагивающий и его ньюсмейкеров, не помешал Джулиани продолжать раскачивать лодку, используя в качестве источника Телиженко, не вызывающего особого доверия у некоторых американских обозревателей. Так, автор сатирического журнала Wonkette Эван Херст назвал Телиженко «мошенником» (scammer) и одним из assholes («мудаков»), которые помогали Джулиани распространять давно опровергнутую спецслужбами США теорию о вмешательстве Украины в выборы.

Украинец прописался в подкастах Джулиани, которые тот выкладывает в своем YouTube-канале. Последнее такое «интервью» с «украинским разоблачителем» по делу Байденов было опубликовано пять дней назад. Пиарит Телиженко Рудольф Джулиани и на других медиаресурсах. В недавнем интервью Fox News адвокат Трампа со ссылкой на слова этого «лоббиста» и «эксперта-международника» сказал, что якобы Чалый просил того поискать компромат на Манафорта.

Вмешательство Украины

Теперь же, благодаря Рону Джонсону, Телиженко может получить еще больше внимания. И на передний план, помимо «коррупции Байденов», выходит тема вмешательства Украины в американские выборы, которую республиканцы муссировали во время слушаний по делу об импичменте Трампа. Телиженко выразил готовность дать показания как бывший консультант лоббистской фирмы Blue Star Strategies, которую наняла пресловутая Burisma и которую, мол, использовала, чтобы получить выгоду от сотрудничества с Хантером Байденом. Об этом Джонсон пишет в том самом письме, инициирующем голосование по свидетельствованию Телиженко в Сенате. И с такими же утверждениями ранее выступал сам Телиженко, который якобы помогал наладить контакт Burisma с Госдепартаментом, с целью получения компанией некоей выгоды.

Свое же участие во всей этой истории экс-дипломат в комментарии TPM (популярная блогерская платформа Talking Points Memo) объяснил так: «Главная проблема в том, что нужно расследовать, что произошло в Украине при администрации Обамы. И если демократы не виновны, они сами начнут такое расследование и покажут, что является правдой, а что нет. Однако они решили дискредитировать любого, кто говорит правду».

В поисках правды сенаторы-республиканцы могут затребовать присутствия на слушаниях нескольких американских чиновников из администрации Обамы, среди которых экс-глава аппарата госсекретаря Джона Керри Дэвид Уэйд, бывший замглавы Госдепа Энтони Блинкен. Джонсон, Грассли и Грэм в декабре запросили у них информацию о контактах с Украиной, как и записи разговоров Телиженко с консультантом Национального комитета Демократической партии Александрой Чалупой (Chalupa&Associates), которая, как утверждал в статье от 2 мая 2019 г. Джон Соломон, обратилась в украинское посольство с просьбой помочь с компроматом на Манафорта. Редакция The Hill, между прочим, 19 февраля внесла правки в это «расследование», отметив, что опубликованные Соломоном сведения опровергает как сама Чалупа, так и бывшая сотрудница Совета по нацбезопасности США Фиона Хилл.

Что, однако, в случае необходимости не станет препятствием для вызова Чалупы в Сенат. Пока же Джулиани выстраивает свою антибайденовскую и де-факто антиукраинскую кампанию на основании вероятных показаний Андрея Телиженко, главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого и экс-прокурора Константина Кулика, которого связывают с Игорем Коломойским. В интервью Fox адвокат Трампа заявил, что все трое готовы дать показания под присягой. Любопытно только: в каком статусе, каким образом и на каких основаниях показания под присягой будет давать действующий украинский чиновник Назар Холодницкий?

Что до Константина Кулика, который, как писала в свое время The New York Times, как раз и подготовил досье на Хантера Байдена, то он был уволен из ГПУ Русланом Рябошапкой в конце ноября. То есть, когда республиканцы начали собирать информацию на Байденов. Потому, теоретически, Кулик может пойти по стопам Телиженко. Будущее же Рябошапки, похоже, выполнившего свою миссию, представляется не столь радужным. В Украине есть лица, заинтересованные в его отставке. К примеру, этот вопрос регулярно поднимает близкий к Коломойскому экс-журналист, а ныне нардеп от «Слуги народа» Александр Дубинский. Так, в тот же день, когда Рябошапка подтвердил увольнение Кулика, депутат окрестил его «импотентным генпрокурором».

Не исключено, что Рябошапка может лишиться своей должности на фоне текущей дискуссии вокруг кадровых изменений в правительстве, а именно в отношении так называемых соросят. На почве «войны» с предположительными ставленниками Джорджа Сороса Трамп и Коломойский могут сойтись во взглядах. Что в итоге может и вовсе привести к закрытию Федеральным бюро расследований дела на украинского олигарха.

Относительно попытки Рона Джонсона затянуть Телиженко на Капитолийские холмы в качестве пролога к возможному расследованию в отношении Байденов как элементу масштабной кампании против всей Демократической партии, можно констатировать, что Киев вопреки советам Уильяма Тейлора свой выбор сделал. Подтверждением тому является, как стало известно 27 февраля, открытие Госбюро расследований уголовного дела о давлении Байдена на Шокина, открытого на основании обращения последнего. Таким образом, функция Телиженко в этой истории, по всей видимости, сводится к роли застрельщика. Для него определенно выгодная, независимо от того, является ли он, условно говоря, «самураем», выполняющим указания, либо «ронином», принимающим заказы.

Так или иначе, это создает ему образ человека, обладающего некой информацией, имеющего доступ к важным персонам и способного «решать вопросы». Опять-таки независимо от того, насколько это соответствует действительности. В конце концов, как наглядно демонстрируют перипетии американской политики последних четырех лет, имидж и мнение перевешивают реальность и факт. Соответственно, стабильный спрос на «инсайдеров ниоткуда», эту более изящную и более совершенную вариацию на тему приснопамятных лыжных инструкторов, в обозримой перспективе обеспечен.

И Украина готова этот спрос удовлетворять. Таким образом, можно констатировать, что на и около Банковой решили еще раз обыграть сюжет вмешательства в американскую политику, сделав ставку на Дональда Трампа как вероятного президента Соединенных Штатов до 2024 г. Со всеми вытекающими последствиями. И с вовлечением персонажей, чья деятельность в очередной раз актуализирует вопрос о выведении из тени понятия лоббизма в Украине и выработке четких юридических рамок этого рода деятельности.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим