четвер, 10 жовтня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Столкновение России и Турции в Сирии: Что должен сделать Зеленский Украина должна использовать обострение между Анкарой и Москвой в своих целях, но сможет ли это сделать президент Зеленский?

Вчера, 27 февраля, в сирийской провинции Идлиб в результате обстрела турецкой военной колонны погибли по крайней мере 33 военнослужащих, еще более 30 получили ранения. Удар, как утверждает Турция, нанесли военно-воздушные силы «сирийского режима», который поддерживает Россия. Не оставшись в долгу, Турция ответила многократными авиационными и артиллерийскими обстрелами по всем «установленным военным объектам сил Асада».

Что должно сделать руководство Украины, чтобы использовать конфликт между Анкарой и Москвой в своих интересах. Об этом Деловая столица спросила у экспертов.

По мнению директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, при президенте Зеленском Украина не может использовать эту ситуацию никак.

«Нет смысла говорить, как мы могли бы использовать ее при ином руководстве государства, ведь тогда ситуация была бы другая и в международных отношениях, и в отношениях с Россией, и в армии, и с ракетной программой, и много чего другого, что сейчас ставится под сомнение», – заявил эксперт.

По его мнению, как политик Владимир Зеленский слишком слаб, чтобы делать какие-то стратегические шаги на международной арене, и попросту не понимает, с кем имеет дело в лице России.

«Что касается Зеленского, то он ведет страну к капитуляции, просто волею случая оказавшись там, где он сейчас. Чтобы воспользоваться ситуацией в Идлибе, нужно уметь анализировать и четко знать, с кем имеешь дело. Когда Зеленский говорит, что он смотрит в глаза Путина и видит желание мира… Конечно, президент может повторять слова Эрдогана, но может ли он повторить действия главы турецкого государства? По всей видимости – не готов, потому что при эскалации на Донбассе Зеленский говорит о «провокации», а представители «Слуги народа» утверждают, что неизвестно, кто спровоцировал обострение на фронте.То есть в отличие от политика Эрдогана политика Зеленского просто нет», – считает Семиволос.

По мнению заместителя директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаила Самуся, Украина все-таки может извлечь некоторые выгоды из ситуации в Идлибе, но поддержка Турции не должна выражаться в громких заявлениях с трибуны.

«Есть турецкие национальные интересы, российские имперские интересы и украинские интересы. В соцсетях я вижу рекомендации, что Зеленскому, мол, надо сейчас выйти, заявить, что мы поддерживаем «братский народ» Турции. Я против такого подхода, потому что на самом деле ситуация намного сложнее, она не черно-белая. Не должно быть так, что Турция вступила в конфликт с Россией, поэтому они – наши братья. А завтра Эрдоган будет целоваться на Мавзолее с Путиным, поэтому Зеленский, мол, должен выйти и сказать, что турки – наши враги. У нас есть свои национальные интересы, и они заключаются в том, чтобы добиваться успехов, а не разыгрывать какие-то недальновидные одномоментные комбинации», – говорит эксперт.

По его мнению, не стоит рассматривать украинско-турецкие отношения в черно-белом цвете, ведь Анкара, претендующая на роль сильнейшего игрока в регионе, старается балансировать между всеми своими соседями.

«С точки зрения Украины, для соблюдения наших национальных интересов очень важно формировать выгодный внешнеполитический фон для противодействия российской агрессии. Конечно, поддержка и развитие взаимовыгодных и позитивных, конструктивных отношений с нашими соседями – очень важно. Турция среди них занимает особое место, это очень амбициозный игрок, претендующий на роль регионального лидера, и Эрдоган играет в свою игру, которая базируется на национальных интересах его страны. Они не черно-белые с точки зрения Украины, то есть если Эрдоган сегодня посещает Киев, это не означает, что завтра он не может съездить в Москву, ведь все это лежит в одной плоскости, он играет в свои игры с каждым из соседей», – сказал Самусь, подчеркнув, что в Сирии Турция тоже исходит из своих национальных интересов, и поэтому тактический конфликт Москвы с Анкарой не перерастет в серьезное обострение с Россией.

Эксперт убежден – вместо громких заявлений с трибуны о поддержке Турции нужно применять непубличную дипломатию и вообще действовать тоньше.

«Украина должна постоянно усиливать свои конструктивные контакты с Турцией, но делать это непублично. То есть призывы к Зеленскому выйти за трибуну и сказать, что мы будем стоять с Турцией «плечо к плечу» и тому подобное, делать не стоит, лучше сделать звонок, в котором поддержать Эрдогана, но сделать это непублично. Это более конструктивно – во время звонка можно сделать предложения по военно-техническому сотрудничеству, передаче развединформации, ведь у нас развивается военное сотрудничество, мы купили у Турции системы связи, беспилотники», – заявил Самусь, отметив, что даже если Зеленский публично поддержит Турцию, в соцсетях найдут, к чему придраться, – мол, президент не вспомнил Крым, Путина или Донбасс.

Профессиональный дипломат, ректор Дипломатической академии при украинском МИДе Сергей Корсунский считает, что, поддержав Турцию, Украина уже сделала все, что могла в этой ситуации.

«Насколько мне известно, мы выразили поддержку Турции, она однозначно права в том, что Идлиб находится очень близко к турецким границам, к нескольким чувствительным районам страны, и им очень важно, чтобы там была зона безопасности. Были договоренности с Асадом, но они при поддержке России были им же нарушены, поэтому Украина должна быть на стороне Турции», – говорит дипломат.

Он считает, что для Турции сейчас важны консультации с союзниками в рамках НАТО, а Украина, выразив свою поддержку, пока больше ничего сделать не может.

«Я не вижу, что мы можем сделать еще, кроме выражения поддержки, потому что в данном случае для Турции важнее консультации с НАТО в рамках статьи 4, которые сейчас происходят, и в зависимости от исхода консультаций Анкара и будет планировать дальнейшие шаги. Возможностей для прямой конфронтации Турции с Россией нет, она не нужна ни одной из сторон, но бои будут продолжаться, в этом нет сомнения», – заключил Корсунский.



Поділіться цим