четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

На форум не пошел, с Путиным не встретился: Что вообще Зеленский делал в Израиле Похоже, что желание «взглянуть Путину в глаза» сменилось у президента Украины нежеланием лишний раз поднимать ему веки

Сразу после прибытия в Израиль президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что не будет присутствовать на форуме памяти жертв Холокоста в Иерусалиме (точнее, на памятных мероприятиях в честь 75-летия освобождения концлагеря Аушвиц, главным организатором которых стал российский олигарх Вячеслав Кантор), объяснив это тем, что уступает места, предназначенные для украинской делегации, выжившим в Холокосте, для которых не хватило мест.

Об этом Зеленский написал на своей странице в FB, добавив, что остальная программа визита остается в силе, включая запланированные встречи с президентом Израиля, премьером и председателем Кнессета. В ответ организаторы форума заявили, что мест хватало на всех выживших в Холокосте, доживших до наших дней и пожелавших присутствовать. А израильские СМИ, действуя с их подачи, а по сути, с подачи Кремля, поскольку руководство комплекса «Яд Вашем» выступало лишь в роли девушки, которую сначала ужинают, а потом танцуют, накинулись на Зеленского, назвав его действия «отвратительной манипуляцией».

Конечно, Зеленский, будучи по натуре художником, вероятно, видит мир немного иначе, чем он устроен на самом деле. Эти расхождения зачастую объясняются сознательным обманом, а президент, будучи в нем уличен, обижается и очень страдает. Так вот, я допускаю, что Зеленский вовсе не лжет, а просто так видит мир и страдает от критики в свой адрес. В таком случае его пресс-служба должна давать необходимые пояснения, представляя ситуацию по возможности в выгодном для него свете.

В отличие от Владимира Зеленского, его тезка президент России Владимир Путин на форуме был и на нем выступал, предложив среди прочего провести встречу лидеров пяти стран, которые должны решать главные проблемы мира. «Пять держав несут особую ответственность за сохранение цивилизации. Мы обсуждали с некоторыми коллегами и, насколько я понимаю, увидели положительную реакцию: провести встречу глав государств — постоянных членов Совета безопасности ООН: России, Китая, США, Франции и Великобритании. В любой стране, в любой точке мира, где это будет удобно коллегам. Россия готова к такому серьезному разговору. Мы намерены, не откладывая, направить соответствующее послание лидерам пятерки», — заявил Путин.

Путин вообще съездил плодотворно. Помимо выступления на форуме, он встретился в Вифлееме с палестинским лидером Махмудом Аббасом, открыл памятник жертвам блокады Ленинграда в иерусалимском парке Ган-Сакер и отжал в обмен на освобождение Наамы Иссахар Александровское подворье в Иерусалиме, что очень напоминало «торговлю евреями» по образцу практик нацистской Германии, но отчего-то не вызвало в Израиле ни малейшего протеста. Что же, президент России — жесткий прагматик из питерской коммуналки, он видит все как есть и, что плохо лежит, перекладывает так, чтобы лежало хорошо.

Словом, весь форум был с изрядным  двойным дном и выглядел как заявка на восстановление права «Большой четверки», делившей мир по итогам Второй мировой войны, плюс Китай, без которого никуда, поделить мир снова. К тому же пять этих стран являются еще и постоянными членами Совбеза ООН, что опять же подчеркнул Путин. А право России на роль постоянного члена Совбеза в последние годы подвергается сомнениям — было бы логично поделить постоянное место СССР на все бывшие советские республики.

Для того чтобы втихую закрыть эти вопросы, Путин и заговорил о встрече лидеров стран — постоянных членов Совбеза за рамками ООН. Словом, форум был задуман для укрепления российских позиций и заявки на долю в мировом лидерстве с использованием израильской площадки. Недаром от участия в нем отодвинули нежелательную для Москвы Польшу, разыграв скандальчик с «антисемитской свиньей».

Зеленскому же была уготована роль легкой добычи на завершающем этапе переговоров о капитуляции Украины, которую, в общих чертах и в принципе, должен был благосклонно принять у него Путин на короткой встрече в Иерусалиме. Это создало бы недоговоренность, дав возможность подготовить общественное мнение уже для окончательной сдачи. И странные перелеты из Москвы и Киева в столицу Омана Маскат, где непонятно зачем, в каком статусе и за чей счет побывал Зеленский, были, скорее всего, частью процесса подготовки к ней.

Но Зеленский внезапно оказался менее сговорчив, чем ожидалось, и с финальной встречей что-то не заладилось. Сначала Офис президента допускал возможность короткой встречи Путина и Зеленского на полях форума для обсуждения вопроса об украинских узниках, удерживаемых в России, но утверждал, что встреча не запланирована. В Кремле же утверждали, что запрос от Зеленского на встречу с Путиным поступал, и тоже не исключали возможности короткой беседы между президентами, которые на форуме должны были сидеть рядом.

Затем, 19 января, в Израиле вышло интервью Зеленского, в котором он рассказывал о своих еврейских корнях. Это было очевидной заявкой на право выступить на форуме как президенту страны, которая едва ли не в наибольшей степени пострадала от Холокоста, и одновременно как человеку, чьи родственники во время войны вынуждены были уехать из Украины, чтобы спастись. Когда же организаторы не предоставили Зеленскому возможности выступить, он под наскоро изобретенным предлогом отказался там и присутствовать. Все акценты были расставлены ясно: нет выступления — нет и «короткой встречи», а то у российской стороны на руках окажется слишком много козырей.

То, что «короткая встреча» должна была пройти именно на форуме, подтвердил и Песков, заявивший, что «встречи Путина с Зеленским в Иерусалиме в четверг не было, так как украинский президент не приехал на форум».

Что же, действия президента выглядят рационально. Отказаться от поездки в Израиль с сопутствующими ей контактами из-за невозможности выступить на форуме было бы неверно, но также неверно было бы идти туда, не выступая. Смущает только то, что комментариев пресс-службы президента, подающих ситуацию в выгодном для него ключе, не последовало. Впрочем, там еще до конца не разобрались с поездкой в Оман и выступлением в Давосе.


Сергей Ильченко / Деловая столица
Поділіться цим