п'ятниця, 26 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Канал для ОРДЛО и кино: Как Зеленский будет возвращать Донбасс телевизором С 15 февраля на базе UA|TV должен заработать телеканал, который будет вещать на оккупированные территории. Но эксперты подозревают, что охват нового медиа будет куда большим

Официально о новом телеканале известно, что информационное вещание на нем возглавит Елена Трибушная, экс-заместитель главного редактора сайта «Новое время». И. о. директора конкурса будет Юлия Островская. Уведомление о суммах, которые государство потратит на запуск нового вещателя, в разных источниках разнятся – от 400 тысяч до полумиллиона. На первом этапе канал будет объединять украинско- и русскоязычные развлекательные программы, сериалы и кинофильмы производства ведущих украинских медиагрупп, а также информационное вещание собственного производства.

«Цель нового телеканала, – пояснила госпожа Трибушная, – вернуть в украинское информационное и культурное пространство тех наших сограждан, которые из-за войны уже шестой год лишены возможности смотреть украинское телевидение и получать объективную информацию о собственной стране и на чье отношение к Украине влияют преимущественно российские телеканалы».

В медиасреде к появлению нового телеканала отнеслись настороженно. И причин тому несколько. Первая – в окружении президента очень много людей из этой же среды, и они не могут не понимать, что подобный проект – провальный. Это то же самое Мининформполитики, только по телевизору и с «русским миром». То есть если канал будет только для ОРДЛО, то коммерческого успеха он иметь не будет. В то же время на него будут идти бюджетные деньги (440 млн запланировано в 2020 году), то есть из наших карманов. Когда же нам объяснят, что дело не в коммерции, а в том, чтобы «вернуть людей, а не только территории», то это будет лукавством. Чтобы на оккупированных территориях смотрели этот телеканал, там должны крутить российскую попсу, Кобзона, «Воровайки» и тому подобный низкопробный ширпотреб. Даже «95 квартал» не будут смотреть, потому что их контент далек от проблем жителей оккупированных территорий. Или же для этого зрителя нужно будет делать специфические, ориентированные на него программы. Чтобы такой продукт производился, за него нужно будет дополнительно заплатить. Но к этому вернемся позже.

Вторая причина – если государственные деньги пойдут на телеканал для ОРДЛО, это будет означать, что серьезно урежут финансирование противодействию российской пропаганде. Мы просто получим легализованный русскоязычный канал, чтобы его смотрели на Донбассе, будет что-то вроде «Сватов». В то же время неизвестно, сколько государство планирует потратить на борьбу с гибридным информационным влиянием России на мозги украинцев. Предположим, что почти все средства, которые выделяются на информбезопасность, пойдут на создание канала для ОРДЛО.

Третья причина: медиа-эксперты опасаются, что в перспективе этот вещатель станет рупором «слуг народа» на юге и востоке страны. Да еще и за государственные деньги. Интересно, что о такой возможности первыми заговорили эксперты, близкие к «Оппоплатформе». Они также пошли в атаку на Трибушную, напомнив, что она поддерживала Порошенко. В их критике будущего телеканала есть доля правды, в частности о языковом аспекте – когда этому медиа дадут право вещать на русском, несмотря на закон о государственном языке, то почему другие такого права не получат? Однако здесь нужно понимать, что главная причина критиковать – новый телеканал сможет создать серьезную конкуренцию так называемым каналам Медведчука, аудитория которых преобладает именно на востоке и юге. Если запустит информационное вещание.

Как известно, у «слуг» и президента нет собственных каналов, «1+1» – это, скорее, ситуационный медиа-партнер, поэтому создание провластного медиа-холдинга выглядит логичным шагом. Единственное, что это должно делаться не за государственный счет. К примеру, похожий канал был в Боснии после войны, деньги на него давал Запад. Поэтому там никто никого не подозревал в желании за чужой счет повысить присутствие в медиа-пространстве своей группы влияния.

С одной стороны, в такой хитрый способ «слуги» получат дополнительный агитационный козырь на местных выборах, а в перспективе президентских и парламентских выборов – возможность влиять на сознание избирателей из бывшего «бело-голубого пояса». Но есть и несколько серьезных подводных камней. Если новый канал будет продвигать российскую мифологему о «гражданском конфликте» в Украине или если будет транслировать дешевые сериальчики о примирении вроде «один брат воевал за «ДНР», другой – за Украину, и теперь они снова братаются, ведь это не их война, а политиков», тогда вокруг такого вещателя скандалы будут возникать один за одним. И, возможно, увеличив благосклонность избирателей юга и востока, «слуги» и Зеленский полностью потеряют поддержку на всей остальной территории страны.

Впрочем, скорее всего, инициаторы телеканала для ОРДЛО не ограничатся только этой медиаплощадкой. Поговаривают, что под лозунгом национального примирения в течение этого года увидят свет несколько лент, подобных фильму «12» российского пропагандиста Михалкова, которыми будет готовиться почва для «взаимного прощения», а точнее – для полной амнистии боевиков на Донбассе. В этих фильмах могут рассказать зрителю, что война началась в результате Майдана, виновны в ней постмайданные политики, особенно Порошенко, а сейчас время примирения. Может. Вспомнят и о вине Путина. Но это вряд ли…

Россияне после Второй чеченской так же сделали ставку на кинематограф. В уже упомянутом фильме «12» рассказывается история про чеченского парня, которого обвинили в убийстве российского военного, который его усыновил. Присяжные решают его судьбу, идут жизненные, эмоциональные диалоги, отсыл к войне. И в итоге парня признали невиновным. А посыл простой – стоит научиться прощать. Сработает ли  российская технология в Украине – увидим впоследствии.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим