субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Приманка для Зеленского: Почему Путин решил пока не давать Украине дешевый газ Длившаяся почти два года эпопея с российским газовым транзитом, кажется, заканчивается. Но есть и немалые риски

Министр энергетики Украины Алексей Оржель и исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко рассказали о том, каких результатов Киеву удалось достичь в переговорах с Москвой при посредничестве Еврокомиссии.

Что получит Украина?

Итак, Украина и Россия договорились по новому контракту о транзите газа — именно новому, а не продлении старого. Он заключается на 5 лет с возможностью продления еще на 10 после 2024 г. Гарантированный объем транзита в 2020 г. составит 65 млрд куб. м газа, а в 2021-2024 годах — по 40 млрд куб м в год. Важно отметить, что это минимальные объемы прокачки, дополнительные объемы также вполне возможны — их условия будут определяться на аукционах. И речь не идет лишь о «газпромовском» газе.  «Мощности могут быть  предложены всем пользователям системы. Тут (в протоколе, — ред.) указаны только гарантированные объемы на период, но все участники рынка смогут бронировать  дополнительные мощности через систему аукционов. Поэтому украинская ГТС может быть загружена еще больше, чем предусматривает этот протокол», — уточнил Витренко. Если так произойдет, то Украина будет интегрирована в европейский рынок.

Тариф для транзита газа еще будет рассчитан — по европейской методологии. Этим займется Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) совместно с представителями Еврокомиссии. Известно, что из-за уменьшения объемов прокачки газа тариф вырастет. По оценкам финансового аналитика Андрея Блинова, от транзита Украина может получить $2 млрд поступлений в 2020 г. и по $1,3 млрд в последующие четыре года.

Несколько ранее глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев озвучил свой расчет тарифов, по которым «Газпром» мог бы бронировать транзит российского газа в страны ЕС украинской газотранспортной системой. Если «Газпром» будет бронировать 60 млрд куб. м в год, то в «Нафтогазе» ожидают тариф на уровне $3,21 за прокачку тысячи кубометров газа 100 километрами украинской ГТС. Для сравнения, «Нафтогаз» ожидает, что тариф, по которому осуществляется транзит российского газа в ЕС, в 2019 году составит $2,61.

Кроме того — и это, пожалуй, не менее важно, чем транзит, — стороны договорились, что Россия выплатит Украине около $3 млрд по решению арбитража Стокгольма по транзитному контракту 2009 г. Причем это произойдет еще до Нового года. В ответ Украина откажется от других претензий к «Газпрому» по возмещению средств, связанных с предоставлением услуг по транзиту. Иначе говоря — от претензий на $12,2 млрд, иск по взысканию которых был подан летом этого года.

Если быть более точными, россияне выплатят немногим более $2,9 млрд (штраф + проценты и пени по нему). Напомним, что ранее рассматривались разные варианты получения этих средств. Украинская сторона была готова получить этот долг в виде поставок российского газа, а буквально накануне была вброшена информация о том, что возврат будет и вовсе совершенно неформальным — «Газпром» якобы не станет противиться тому, что «Нафтогаз» заберет его активы, уже арестованные в Европе.

Риски соглашения

«Мы сделали практически невозможные вещи: провели анбандлинг за три месяца и обеспечили транзит», — констатировал Алексей Ожель. А вот вопрос о прямых закупках газа Украиной у России, как оказалось, был исключен из переговоров и пакетных договоренностей. Но не исключен из повестки дня.  Украина при необходимости сможет закупать газ у «Газпрома»

«Стороны рассмотрят возможность поставок газа в Украину с учетом принципа формирования цены на базе цены европейского хаба (NCG) за исключением обоснованной скидки с учетом объема таких поставок», — сказано в подписанном протоколе.

И тут кроется определенный риск для нашей страны. Поскольку тема поставок российского газа вынесена за рамки нынешних договоренностей, у президента РФ Путина останется возможность в будущем «соблазнять» руководство Украины дешевым газом. А украинскому президенту Владимиру Зеленскому действительно нужен дешевый газ (россияне, напомним, обещали -25% скидки), так как он пообещал снизить коммунальные тарифы. Но второй раз слезть с «газовой иглы» Украине будет уже куда сложнее. Кстати, если присмотреться к приведенной выше формулировке, то фраза «за исключением обоснованной скидки с учетом объема таких поставок» открывает двери для торгов по поводу дешевого газа.

Относительно судебных исков, на  пресс-конференции делался акцент на «пакетном соглашении», предусматривающем отказ от всех претензий. Более четкие данные —  протоколе переговоров, из которых следует, что и Украина, и Россия отказываются от всех арбитражных и судебных исков, по которым не принято окончательных решений. Включая тот самый иск НАК к «Газпрому» на $12,2 млрд.

Однако, что очень важно, речь идет только об урегулировании споров между двумя компаниями — «Нафтогазом» и «Газпромом». А вот иск России по $3 млрд, известным как «долг Януковича», сюда не подпадает. То есть РФ может и дальше требовать от Украины в Верховном суде Великобритании $4,5 млрд, сумму до которой выросли «аппетиты» истца.

Кроме того, есть риск, что за кадром осталась негласная договоренность о том, что Украина в дальнейшем не будет препятствовать достройке «Газпромом» газопровода «Северный поток-2».

Ну и, наконец, вызывает некоторые сомнения экономическая выгодность новых транзитных договоренностей. Транзит объемом в 40 млрд куб. м в год — это все-таки больше компромисс в пользу России. Потому что для украинской ГТС это будет означать работу на грани рентабельности. Да, система будет загружена, да, она будет поддерживаться в рабочем состоянии, да, сохранятся рабочие места. Но о развитии, о модернизации ГТС говорит не приходится.

Ко всему этому остается добавить, что само сотрудничество с РФ несет риск — если Москва вдруг получит возможность безболезненно обойтись без украинского газового транзита, то она от него откажется. Повод юристы найдут — и, значит, опять болезненные затяжные суды.

Переговорный фон

Переговоры эти, вопреки обыкновению проходили в Минске. Фоном для них стало сразу несколько событий. Во-первых, встреча президентов Украины и РФ в Париже в «нормандском формате». Во-вторых, — введение американцами санкций против подрядиков проекта «Северный поток-2». Швейцарская компания-трубоукладчик Allseas, сразу же приостановила строительство газопровода. В-третьих — 27 ноября Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) отказал «Газпрому» в удовлетворении апелляции на решение Стокгольмского арбитража. Тот в декабре 2017-го обязал «Нафтогаз Украины» выплатить «Газпрому» $2 млрд за поставленный, но не оплаченный газ. А в феврале 2018 г. принял решение по второму контракту на транзит газа — уже в пользу «Нафтогаза» на сумму $4,6 млрд. Разница оказалась в пользу Киева — «Газпром» по решению арбитража оказался должен $2,6 млрд. Российская газовая монополия отказалась платить и подала апелляцию. Шведский суд ее отклонил. А главное — в США уже на последнем этапе согласования жесткие санкции против строителей Северного потока-2, что означает туманные перспективы для этого трубопровода и необходимость для России прокачивать газ через Украину, чтобы не срывать контракты с европейскими партнерами.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим