вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Перевооружение и добробаты: Как Восточная Европа готовится отражать агрессию России Добровольческие формирования наравне с армией должны дать драгоценное время для развертывания основных сил НАТО

На фоне продолжающейся войны на Донбассе и открытой агрессивной политики России страны Восточной Европы и Балтии усиленно готовятся к новой войне в Европе. Попутно избавляясь от оружия советского и российского производства. Иначе сложно оценивать последние по времени события.

Так, Чехия озаботилась обновлением вертолетного парка своих вооруженных сил и планирует заменить состоящие на вооружении Ми-35, Ми-8 и Ми-17 на американские вертолеты. Ныне есть соглашение на поставку 12 машин: четыре боевых вертолета Bell AH-1Z Viper и восемь многоцелевых в Bell UH-1Y Venom на сумму 14,5 млрд крон ($630 млн) с поставкой после 2023 г. В дальнейшем их количество увеличится до 30-35 шт.

Собственно говоря, вертолет UH-1Y является последней версией известного семейства вертолетов Bell UH-1 и серийно производится компанией Bell c 2007 г. исключительно для корпуса морской пехоты США. Чехия станет первым иностранным заказчиком вертолета этой модификации.

Вертолет AH-1Z (фирменное обозначение Bell 449 SuperCobra) является последней модификацией известного семейства американских боевых вертолетов Bell AH-1 Cobra и имеет унифицированную с UH-1Y несущую систему. Производство AH-1Z осуществляется компанией Bell c 2006 г. для корпуса морской пехоты США.

Чехия станет третьим иностранным заказчиком AH-1Z после Пакистана (заказавшего 12 машин этого типа в 2015-2016 гг. в счет американской военной помощи — однако изготовленные в 2017-2018 гг. вертолеты AH-1Z для Пакистана так и не были ему поставлены ввиду решения правительства США в начале 2018 г. приостановить военную помощь Пакистану, и эти вертолеты сейчас находятся на хранении и Бахрейна (заказавшего 12 вертолетов в 2018 г. с предполагаемой поставкой в 2022-2023 гг.).

Учитывая крайне нестабильное состояние безопасности на Черном море, Болгария решила восстановить подводную составляющую Военно-морских сил. Буквально на днях по итогам пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом премьер Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна заинтересована в покупке двух подводных лодок у Норвегии.

Военно-морские силы Норвегии на сегодняшний день имеют в своем составе шесть дизель-электрических подводных лодок типа «Ула» (германский проект «Тип 210»), построенных в период 1989-1992 гг. По сообщениям местной прессы, данные субмарины должны быть выведены из состава норвежского флота после 2020 г. Вероятнее всего, Болгария нацелилась именно на эти борта.

Ранее болгарский флот списал две подводные лодки советской постройки: «Надежда» была исключена из состава ВМС Болгарии 27 июня 2008 г., а «Слава» — 1 ноября 2011 г.

Серьезно усиливается и латвийская армия. Так, пресс-служба латвийского военного ведомства сообщали, что национальные вооруженные силы Латвии получили из Великобритании уже 107 из предусмотренных договором 123 боевых разведывательных гусеничных машин CVRT. Причем планируется подписать дополнительный контракт на поставку еще 80 разведывательных гусеничных машин CVRT из наличия британской армии.

Легкие гусеничные бронированные машины семейства CVR(T) производила компания Avlis в период с 1971 по 1986 гг. Они находились в составе британской армии до 1990-х годов, а затем их начали постепенно снимать с вооружения.

Латвия получает бронемашины четырех видов: FV107 Scimitar (боевая разведывательная машина с 30-мм пушкой), FV103 Spartan (бронетранспортер), FV104 Samaritan (бронированная медицинская машина) и FV105 Sultan (командно-штабная машина).

Стоит также сказать, что в случае получения дополнительной партии британские машины пойдут на вооружение добровольной вооруженной организация, входящей в состав вооруженных сил Латвии, — «Земессардзе».

Такие же добровольческие формирования существуют и в Литве, и Эстонии. И они получают достаточное количество вооружения и подготовки. И это очень важно. Во-первых, балтийские лидеры учли опыт 1940 г., когда их страны были молниеносно оккупированы Красной армией, во-вторых, они учитывают систему коллективной безопасности НАТО. То есть они сознательно отказались от вкладывания денег в такие дорогостоящие вещи, как ПВО или авиацию, в надежде, что в Альянсе существует отличная, проверенная еще в 1970-х годах система распределения ресурсов.

Так, сразу же после вступления балтийских стран в НАТО началась миссия Воздушной полиции, в которой ротируются истребители из других стран блока. До этого в Литве при помощи партнеров создали общую региональную сеть воздушного наблюдения.

Такие вот добровольческие формирования наравне с армией должны дать драгоценное время для развертывания сил Альянса.

Понятно, что в условиях современной войны партизанская война по типу «лесных братьев» образца 1950-х годов практически невозможна ввиду наличия у противника большого количества тепловизоров, беспилотников и прочих технологических «девайсов». Однако в условиях «гибридной» войны типа «ихтамнет» с задействованием ополченцев из числа местных граждан, как это мы видим на Донбассе, роль таких формирований сложно переоценить.

Это местные патриотически настроенные люди с некоторой военной подготовкой смогут решительно противостоять таким попыткам России дестабилизировать обстановку изнутри.

Попутно отметим, что балтийские лидеры несмотря на то что их страны входят в НАТО, тем не менее больше опасаются ни прямого вторжения, а именно военного конфликта или долговременного политического кризиса, инициированной Россией изнутри. Благо как в Литве, так и в Латвии все еще есть большое количество русскоязычного населения из этнических русских, которые могут быть базой для такого сценария.

По всей видимости, сдвинулась с мертвой точки ситуация с территориальной обороной и в Украине. За последние два года созданы принципиально новые подразделения — бригады территориальной обороны. В следующем году планируется и создание Командования территориальной обороны. А не так давно назначен и куратор этого направления — боевой офицер генерал-полковник Михаил Коваль. И хотя для него это фактически понижение в должности, тем не менее, есть надежда, что он сможет реализовать весь спектр задач по борьбе с российской угрозой.


Михаил Жирохов / Деловая столица
Поділіться цим