п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

За две недели до газовой войны: Почему судьба ГТС зависит от Госдепа и Allseas Катастрофическая для Кремля остановка строительства «Северного потока-2» в считанных десятках километров от финиша представляется вполне вероятной

Немецкое Федеральное ведомство морского судоходства и гидрографии занято интересным делом. Оно рассматривает заявку Nord Stream 2 AG на продолжение работ по строительству одноименного газопровода в течение зимы и весны 2020 года. Ответ – скорее всего, положительный – будет дан уже в ближайшее время. Эта заявка означает, что завершить строительство российского газопровода «до Нового года», как это обещали еще несколько месяцев назад некоторые российские чиновники, не удастся.

И это означает также, что строительство тем более не закончится до момента принятия оборонного бюджета США, в котором будут прописаны санкции против компаний, корабли которых задействованы в проекте.

В первую очередь, речь идет о швейцарской компании Allseas. Которая, вероятно, единственная в мире имеет отлаженную технологию быстрой прокладки магистральных газопроводов на больших глубинах. Нет, конечно, есть и другие компании которые занимаются «чем-то подобным», даже российские – вроде CNGS Engineering. Но именно Allseas является лидером в отрасли. Именно Allseas хорошо знакома с дном Балтийского моря. И именно Allseas строит как «Северный поток-2», так и «Турецкий поток».

Правда, решение Конгресса США относительно санкций против строителей морских газопроводов, которых может использовать Россия, вступит в силу не мгновенно. Поскольку это решение, после того, как его подпишет президент США Дональд Трамп, предполагает, что после этого в течение 60 дней Госдепартамент США должен будет составить список компаний, которые могут затронуть санкции. Им будет дано 30 дней, чтобы завершить свое участие в проекте.

Теоретически, сильно напрягшись, Allseas может в течение трех месяцев завершить проект и вернуть флот домой, формально не нарушив санкций США. А весь вопрос в том, что сможет и захочет – это не обязательно синонимы. По крайней мере, на протяжении последних недель, по слухам, компания не спешила начинать работы, ссылаясь на неблагоприятные погодные условия.

С другой стороны, и Госдепартамент США должен подготовить список компаний для введения против них санкций в течение 60 дней – но никто не запрещает сделать это быстрее. Учитывая эти два фактора, катастрофическая остановка строительства «Северного потока-2» в считанных десятках километров от финиша представляется вполне вероятной.

Как уже писало Depo, подобная ситуация не остановит строительство газопровода навсегда. Россия попытается или достроить его собственными силами, или выкупить необходимые корабли и технологии через третьи руки, или же обратится за помощью к Китаю. Но все эти три варианта будут небыстрыми и недешевыми. Размер форы, которую Конгресс США и «нерешительная» швейцарская компания дадут Украине, можно оценить в полгода – год.

Остается надеяться, что Нафтогаз, руководство которого сегодня еще раз сообщило об отсутствии прогресса с Газпромом в переговорах по транзиту российского газа через Украину после 2019 года, и президент Украины, который «чувствует, что все закончится хорошо», сумеют использовать эту фору на пользу Украине. Ибо какие бы эффективные санкции не принимал американский Конгресс, вопрос функционирования украинской ГТС в долгосрочной перспективе, к сожалению, не вызывает никакого оптимизма. И дело здесь не только и не столько в «потоках», как в снижении добычи в самой России, заходе азербайджанских поставщиков на европейский рынок, возможном снижении спроса на газ в ЕС, где таки взяли курс на значительное сокращение использования ископаемого топлива, а также в росте рынка сжиженного газа. Все эти факторы вместе рано или поздно дадут свой эффект. И очень желательно было бы, чтобы до момента «естественной кончины» экспорта через Украину, у Киева был «план Б».


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим