вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Прогнуть Путина: Как Лукашенко дал мастер-класс по переговорам Зеленскому 20-летие подписания Договора о создании Союзного государства России и Беларуси не стало праздником. Накануне торжественной даты переговоры в Сочи о новом этапе интеграции закончились ничем

Когда белорусские чиновники двумя самолетами отправлялись на переговоры в Сочи, они рассчитывали на вполне конкретную программу пребывания: переговоры в субботу, пьянка в воскресенье. Благо повод был: ровно 20 лет назад, 8 декабря 1999 г., Борис Ельцин и Александр Лукашенко в Москве подписали Договор о создании Союзного государства России и Беларуси. Тогда же была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Если бы она была выполнена, то сегодня Минск был бы столицей не самостоятельного государства, а одного из субъектов РФ.

Интеграция, помноженная на ноль

Но праздничный ужин остался не съеден. Накануне — в субботу, 7 декабря 2019-го, — Владимир Путин и Александр Лукашенко не смогли договориться относительно того, как, наконец, будет выполняться подписанный два десятка лет назад договор. Планировалось подписать некие дорожные карты по ускоренной интеграции двух стран, но они так и остались неподписанными.

После нескольких часов переговоров с участием правительств и пяти с половиной часов беседы с глазу на глаз с Путиным «бацька» покинул резиденцию «Бочаров ручей» в крайнем раздражении и улетел в Минск, не попрощавшись. Но, судя по всему, российская сторона была вообще в бешенстве.

Напомним, что на протяжении всего 2019-го правительства в Минске и Москве выполняли распоряжения президентов годичной давности: готовили дорожные карты по экономической интеграции, которые и должны были подписать президенты в Сочи. Доходило до смешного: в Беларуси власти просто засекретили эти документы, а на робкие просьбы народа рассказать, как все-таки будут интегрироваться, отвечали, что «президенты плохого не подпишут».

Однако дело шло «без огонька»: даже по результатам последней встречи премьеров — Дмитрия Медведева и Сергея Румаса — осталось то ли 11, то ли 16 несогласованных дорожных карт из 31. Оставалась надежда, что президенты проявят политическую волю и подпишут документы. Но нет. В Москве отлично понимают: можно подписать с Лукашенко что угодно и потом красиво об этом отрапортовать подведомственным народам. Но если не создать союзные институты власти, то СГ быстро из «союзного государства» превратится в «союз государств».

Здесь налицо концептуальная проблема отношений между Минском и Москвой. Российская сторона исходит из того, что интеграция должна идти так, как предлагал 20 лет назад сам Лукашенко: создается политический союз двух стран вслед за экономическим, в договоре уже прописаны единые органы власти (президент, парламент) и вооруженные силы, вхождение РБ в состав РФ. Но Лукашенко подходит к собственным инициативам творчески и вносит новый элемент: суверенитет Беларуси должен быть сохранен.

Как можно объединяться, сохраняя суверенитет, не понимает никто. Тот же Дмитрий Медведев 4 декабря по поводу белорусских претензий заметил: «Нам все время говорят: «Мы не собираемся поступаться суверенитетом». Так и не надо ничем поступаться, с одной стороны. Но, с другой стороны, любая интеграция, напомню простую юридическую истину, — это частичное уменьшение суверенитета».

Лукашенко на этот демарш обиделся и привез свою обиду в Сочи, где с порога заявил Путину перед телекамерами: «Мы приехали только для того, чтобы проанализировать ход анализа, как вы сказали, нашего договора, и не просим ничего, не настаиваем ни на чем! Мы договорились давно. Развивая наш договор, люди и субъекты хозяйствования должны иметь равные условия для жизни и работы. Все! Равные условия — больше ничего не надо!».

Именно так выглядит простое белорусское лукавство. Лукашенко говорит, что белорусским предприятиям нужны равные условия, и всегда имеет в виду российские предприятия, которым российское правительство эти условия предоставляет. То есть он настаивает на предельно дешевых, по внутрироссийским ценам, газе и нефти, потому что предприятия в Ростове и Смоленске получают их по таким ценам.

«Равные условия — больше ничего не надо, — повторил Лукашенко. — Мы не просим, как некоторые говорят, дешевый газ, дешевую нефть». По его словам, Минск готов покупать российский газ и по $200, а нефть — по $63 за баррель. Лукашенко отметил, если бы белорусские предприятия платили такую цену, значит, она должна распространяться и на конкурирующие российские производства, а при иных условиях невозможно создавать основу для отношений Москвы и Минска.

То есть это получается, что Лукашенко прилетел в Сочи ставить Путину условия, а не наоборот. Наверное, даже российский президент с его пацанскими понятиями и привычкой брать партнеров на испуг все никак не привыкнет к подобным демаршам со стороны Лукашенко.

Хотя на этот раз должен был бы быть готов. Глава Беларуси еще 4 декабря, выступая перед новым составом парламента, определил свои позиции по вопросу интеграции: ничего не будет.

«О какой можно говорить дальнейшей интеграции, если мы сегодня не имеем договора о поставках природного газа. Хотя об этом договорились давно. И наши правительства провалили эти договоренности. Не по вине белорусского правительства», — сказал «бацька». «Я не пацан, который отработал три-пять лет президентом. Мы никогда не собирались и не собираемся входить в состав любого государства, даже братской России, — продолжил Лукашенко. — Пока не решен ряд принципиальных вопросов, в частности, по газу и нефти. Даже элементарный вопрос не решен по «грязной» нефти. А ведь мы провалили ВВП в основном из-за нефтяных проблем».

Компромисс все же нащупали

Тем не менее Путин и Лукашенко, несмотря на все ссоры, не могли расстаться просто так, вообще без результатов. Календарь пока не отменили, и он показывает приближение новогодних праздников. А у РФ и РБ истекли все прежние договоренности, в том числе по поставкам нефти и газа. Значит, нужно договариваться.

По свидетельству источников «ДС» на переговорах в Сочи, недовольство российских правительственных чиновников как раз и было связано с тем, что им придется пойти навстречу требованиям белорусов и дать «денег за дружбу». В Минске это, конечно, трактуют по-своему.

В воскресенье посол Беларуси в России Владимир Семашко по итогам переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи заявил: страны нашли подходы к решению вопроса компенсации белорусской стороне издержек из-за проводимого в России налогового маневра в нефтяной сфере. По словам Семашко, речь идет о сумме примерно в $400 млн в год, хотя Минск куда больше зарабатывал за счет беспошлинных поставок «черного золота» из РФ.

Компенсация, как рассказал Семашко, будет осуществляться не в полном объеме. Но и это уже дает гарантии, что следующий год белорусские НПЗ «должны пройти безболезненно», подчеркнул он. Вопрос полной компенсации может быть решен после 1 января 2022 г., так как необходима унификация налоговых законодательств, заявил посол.

То, что Россия и Беларусь серьезно сблизили позиции по нефтегазовым вопросам, подтвердил глава минэкономразвития РФ Максим Орешкин. «По сельскому хозяйству, по связи, по таможне, по регулированию нефтяного рынка достигли очень серьезного прогресса, — перечислил он. — Даже по вопросу нефти и газа позиции были очень серьезно сближены».

«С понедельника на экспертном уровне начинаем детальную проработку всех указаний, которые мы сегодня получили, для того чтобы все это сформулировать и погрузить в дорожные карты, — добавил Орешкин. — Затем будем докладывать премьеру, он будет докладывать президенту».

Нерешенным остался вопрос компенсации Беларуси за инцидент с «грязной» нефтью, из-за которого в начале лета пришлось на два месяца останавливать нефтепровод «Дружба». «Там речь идет о немалой сумме — около $70 млн, — заявил Семашко. — Мне показалось, что 6 декабря нашел разрешение этот вопрос, было согласие и премьера России о том, что так же, например, как венгерская компания MOL отрегулировала с «Транснефтью»: за каждый баррель «грязной» нефти — компенсация $15. Это устроило бы и нас. Но в субботу это уже как-то по-другому все прозвучало».

Как указал белорусский посол, на следующей неделе председатель «Белнефтехима» должен приехать в Москву «с предельно выверенными юридическими документами и выдвинуть эти претензии».

Кроме того, скоро в России снова появятся белорусские омары и белорусский пармезан. Минск и Москва смогли договориться по вопросу снятия ограничений на поставки белорусской продукции в Россию, заявил Владимир Семашко, комментируя итоги переговоров лидеров двух стран.

По его словам, президенты дали поручения о подготовке компромиссного решения в части снятия запретов на поставки продовольствия из Беларуси в РФ. В части промышленности стороны договорились о решениях, которые позволят исключить дискриминацию белорусских промпроизводителей на российском рынке. Дипломат отметил, что эти условия войдут в дорожную карту по дальнейшей интеграции Союзного государства.

Источник в окружении главы Беларуси сообщил автору этих строк: «На самом деле, первый раунд переговоров остался за Лукашенко, который прогнул российское правительство на большое количество уступок. Стороны все-таки полностью согласовали проекты интеграционных дорожных карт по электроэнергетике и сотрудничеству таможенных служб. Осталось договориться по 8 из 31 дорожной карты. А россияне так бесятся из-за того, что поняли: в политическом разрезе никакой интеграции не будет.

Путин и Лукашенко договорились встретиться в этом году еще раз 20 декабря в Санкт-Петербурге. Как минимум подписать соглашение о поставках в Беларусь российского газа (и определиться с ценой). Скорее всего, все-таки подписать «что-то интеграционное», чтобы совсем уж не позориться перед собственными народами. Хотя уже понятно, что это не будет то самое ускоренное выполнение Договора о Союзном государстве, на котором уже полтора года настаивают в Москве.

Возможно, Лукашенко мог бы праздновать победу, но горизонт планирования у Кремля все же более длинный. Сейчас «бацька» получит многое из того, что хотел, но в августе 2020-го ему предстоит пройти через очередные президентские выборы. Да, в Беларуси и ЦИК, и силовики, и вся местная власть знают, кто в стране хозяин и какие проценты народной поддержки он любит получать на выборах.

Но все больше свидетельств того, что Москве до смерти надоело 25-летнее манипулирование ею со стороны бывшего директора совхоза. И в самой Беларуси аналитики единодушны: если РФ захочет через выборы поменять президента союзного государства на кого-то более лояльного и сговорчивого, то она это сделает без особых проблем. Это лишь вопрос денег, а танки вводить и не придется.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим