п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

У края «красных линий»: Почему Зеленский ничего не привезет из Парижа Фактически единственно возможный положительный вариант для Зеленского на саммите нормандской четверки – это достижение если не полной, то как минимум частичной капитуляции Путина, что, по правде говоря, пока выглядит из разряда фантастики

Всю прошлую неделю участники сегодняшнего парижского саммита, а также его наблюдатели готовили информационную почву под развитие событий в различных «постнормандских» вариациях.

Парижское расписание

Последняя неделя до эпохальной встречи в Париже лидеров стран «нормандской четверки» была посвящена, само собой, важным финальным штрихам в подготовке к саммиту, который не проводился уже три года. В первую очередь готовилась информационная почва под развитие событий в различных «постнормандских» вариациях. Но проще всего было офису канцлера Германии Ангелы Меркель, который просто обнародовал предварительный план мероприятий с участием шефини на 9 декабря.

Итак, в 15:00 (по парижскому времени, то есть 16:00 по Киеву) — двусторонняя встреча Меркель с Путиным; 15:30 — аналогичное общение с глазу на глаз с Зеленским; 16:00 — рабочее заседание в четырехстороннем формате; 19:00 — совместная конференция. Хотя, памятуя о предыдущих выходках Путина «в нормандском формате», рассчитывать, что сегодня все пройдет точно по расписанию и с немецкой точностью вряд ли стоит.

Кстати, о Кремле. Вот у кого-кого, а у него риторика, похоже, не претерпела практически никаких изменений с 2016 года, когда, собственно, в последний раз собиралась «нормандская четверка». Это и требования «прямого диалога с представителями Донбасса», и россказни о «внутриукраинском конфликте», и другие схожие «стабильные» фигуры речи. Какого-то прорыва от парижского саммита в Москве также не ждут: как сказал путинский рупор Песков, «есть очень осторожный, очень сдержанный оптимизм», однако «никто не ожидает никакого соглашения, некий документ, возможно, будет принят по итогам состоявшейся встречи, однако это — необязывающий документ».

«Красные линии» для Зеленского

Тем временем в команде Владимира Зеленского, как известно, на сегодняшнюю встречу в Нормандском формате возлагают очень большие надежды. Впрочем, какого-либо пространства для маневра у главы государства, по сути, нет. С одной стороны, Зеленскому как «президенту мира» необходимо выполнить свое магистральное предвыборное обещание прекратить войну на Донбассе, дабы уберечь свой и без того пошатнувшийся рейтинг. Но с другой стороны, добиться на переговорах с Путиным долгожданного мира любой ценой явно не получится, тем более что патриотичная оппозиция, причем как парламентская, так и внепарламентская, отнюдь не дремлет, объявив публично свой полный список «красных линий».

Так, еще 3 декабря с трибуны Верховной Рады огласили свое совместное заявление о недопущении нарушения национальных интересов в Париже фракции «Европейской солидарности», «Батькивщины» и «Голоса». В нем Зеленскому поставлены четкие требования: никаких компромиссов как в плане федерализации, так и в отношении украинской евроатлантической интеграции, а также обеспечение принципа «сначала безопасность», включая всеобъемлющее прекращение огня, вывод российских войск и оружия с оккупированных территорий и возвращение контроля Украины над украинско-российской границей. Плюс никаких компромиссов относительно деоккупации Крыма и в деле международных судебных процессов против России. То есть фактически единственно возможный положительный вариант для Зеленского на саммите «нормандской четверки» — это достижение если не полной, то как минимум частичной капитуляции Путина, что, по правде говоря, пока выглядит из разряда фантастики.

А чтобы Банковая ощутила всю серьезность намерений оппозиционеров, сразу же было решено подключить улицу – вчера днем на киевском Майдане партии Петра Порошенко, Юлии Тимошенко и Святослава Вакарчука провели большое вече под названием «Красные линии для Зеленского». И к этой акции присоединились «Свобода» Олега Тягнибока, «Нацкорпус» Андрея Билецкого, Дмитрий Ярош со своими соратниками и, конечно же, уже привлекший к себе внимание проведением уличных шествий «Рух опору капітуляції» (РОК). Между прочим, РОК анонсировал свою бессрочную «Варту на Банковій», заявив, что все будет зависеть от реальных событий во время парижского саммита.

Два плана Банковой

В принципе, у Зеленского уже огласили о существовании в Офисе президента нескольких сценариев, о двух из которых (так называемые «план А» и «план Б») более-менее подробно рассказал на прошлой неделе в лондонском Chatham House президентский помощник Андрей Ермак. Если вкратце, то «план А» — нечто презентабельное, но мало осуществимое: в нем и четкие гарантии Кремля по поводу тотального прекращении огня, и обмен пленными в формате «всех на всех», и создании предпосылок для проведения местных выборов в ОРДЛО по украинскому законодательству, которые планируется провести вместе с общеукраинскими 31 октября 2020 года.

А вот о «плане Б» Ермак высказался хоть и короче, но выглядит он, план, намного реалистичней: «Если мы не увидим готовности со стороны России идти к миру, выполнять Минские договоренности — что ж, тогда будем буквально, а не фигурально, строить стену и жить с этим дальше. Задействуем опыт Израиля». Наконец, 7 декабря собрался на свое заседание, приуроченное к саммиту «нормандской четверки», украинский Совбез, по результатам которого на брифинг вышел секретарь СНБО Алексей Данилов и заявил, что руководство страны не исключает эскалацию конфликта на Донбассе после нынешней встречи в Нормандском формате.

К слову, тот факт, что российско-украинская война — это забег не на короткую, а на длинную дистанцию, прекрасно отдают себе отчет и в ОБСЕ. Иначе еще хотя бы на год сохранил бы свой пост спецпредставителя этой международной организации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе, заседающей в Минске, Мартин Сайдик. При всем неоднозначном отношении к этому австрийскому дипломату, трудно спорить с тем, что Сайдик за последние четыре года не изучил вдоль и поперек все нюансы положения вещей по обе стороны разграничения в ОРДЛО.

А так именно в преддверие парижской встречи Зеленского, Путина, Меркель и Макрона прошла знаковая кадровая рокировка. 5 декабря во время открытия пленарной сессии 26-го заседания Совета министров ОБСЕ в Братиславе действующий глава организации и министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак поблагодарил австрийца Сайдика «за замечательную и ценную работу». После чего официально представил как его преемницу швейцарского дипломата Хайди Грау, которая до последнего времени возглавляла отдел безопасности человечества (отвечает за соблюдение прав человека и исполнение миграционных и гуманитарных стратегий) в Федеральном департаменте иностранных дел Швейцарии (местный аналог МИД). Так что Грау еще долго потребуется, как минимум, вникнуть в новую для нее тему и сопутствующие контексты.


Олег Полищук / Деловая столица
Поділіться цим