субота, 27 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Отвергнутый ультиматум: Для чего Зеленский звонил Путину Россия с удивительной скоростью продвигается к новой газовой войне, предъявив заведомо неприемлемые для Украины условия

Вчерашняя телефонная беседа президентов Украины и России, на первый взгляд, выглядит немного странной. Во-первых, она была «проведена с учетом намеченного на 9 декабря саммита» – как это грациозно сформулировано на сайте Kremlin.ru. Но при том ни российская, ни украинская сторона ни словом не обмолвились о том, что хотя бы краем затронули проблематику этого саммита. Согласно синхронным заявлениям офиса президента Украины и пресс-службы его российского коллеги говорили исключительно о возвращенных кораблях и газовом транзите.

Конечно, разговор о кораблях стоило провести именно тет-а-тет и в телефонном режиме, поскольку на саммите двусторонний разговор пока не запланирован, а обсуждать проблему похищенных гальюнов в присутствии Меркель и Макрона было бы несколько неудобно. Однако в случае с газом ситуация, казалось бы, другая. Во-первых, существует группа переговорщиков из состава менеджмента соответствующих компаний, а также профильных министерств и ведомств, да еще и с вице-президентом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем в придачу, которые безуспешно занимаются данной проблемой с весны. Во-вторых, саммит в Париже, по крайней мере изначально, вопросов транзита и закупок газа якобы не касается.

Впрочем, ни для кого не секрет, что российский газ – категория политическая. И именно переговоры «газовой» трехсторонней группы, которая, стараниями «Газпрома», завела ситуацию в тупик, дали зеленый свет разговору на уровне глав государств.

Если кто-то пропустил последние подробности «газовых» сюжетов, то они следующие. «Нафтогаз», с которым «Газпром» почему-то продолжает переговоры по транзиту газа через Украину, несмотря на существование вроде как нового и независимого оператора украинской ГТС, согласился на однолетний транзитный контракт. Но при этом отказываться от своих побед над «Газпромом» в арбитражных судах наотрез отказывается. Единственная уступка заключается в том, что $2,6 млрд, которые «Газпром» должен заплатить согласно решению Стокгольмского арбитража, а точнее, с учетом процентов, уже практически $3 млрд., украинская сторона готова взять «натурой», то есть газом. Что для «Газпрома» должно бы быть хорошей новостью, потому что газ, стоимость которого на рынке составляет $190 за тысячу кубов, имеет себестоимость (включительно с доставкой до украинской границы) примерно $90.

Ситуация дошла до того, что менеджмент Нафтогаза в игриво-добродушной форме на страницах соцсетей сообщает, что в случае, если после 1 января не будет заключено соглашение, а на территорию Украины что-то там будет поступать по трубам, то «газ без документального оформления, который будет заходить в Украину, будет закачиваться в подземные хранилища в качестве «газа неопределенного собственника».

Естественно, что в подобной ситуации руководством Украины была осуществлена попытка договориться относительно газа. Так же вполне естественно, что российская сторона, которая сознательно играет на повышение ставок, на какие-либо договоренности не пошла. Вывод об этом является вполне очевидным на фоне скупых и недетализированных сообщений пресс-служб обеих сторон о ходе переговоров.

Озвученная лично Путиным позиция о переговорах, возможных только после «обнуления» «Нафтогазом» всех штрафных санкций против России, скорее всего, осталась неизменной. Как неизменным осталось и мнение Зеленского и его советников о том, что согласие на подобные условия может стать для них политическим приговором.

Поэтому газовая тема, каким бы не было о ней мнение руководства «Нафтогаза», все же станет предметом внимания «нормандской четверки» в Париже. Хотя бы потому, что вопрос бесперебойных поставок газа для Германии ближе, чем мирный процесс в конфликте, который не слишком касается Берлина (или, по крайней мере, там так считают).

Другое дело, что и там Владимир Путин, скорее всего, продолжит свой блеф. Новая газовая война, в которой с удивительной скоростью продвигается Россия, предъявив заведомо неприемлемые для Украины условия, скорее всего, таки начнется. Что, с одной стороны, благодаря усилиям российской пропаганды на страницах европейской прессы, может не слишком хорошо повлиять на имидж Украины в глазах рядового жителя ЕС. А с другой стороны, столь откровенное использование «газовой дубинки» Владимиром Путиным увеличивает как шансы Украины на получение сатисфакции по уже выигранным искам, так и на успехи в будущих делах.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим