п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Газовая война: Москва держит в рукаве свой последний козырь Нереалистичное предложение «Газпрома» к «Нафтогазу» можно рассматривать и как «максимальный вариант» для начала торгов, и как демонстрацию готовности к новой газовой войне

Российский «Газпром» официально направил «Нафтогазу» свое предложение относительно дальнейшего сотрудничества. Выглядит оно, мягко говоря, сурово: россияне предлагают продлить срок действия существующего контракта на транзит газа через Украину, или же заключить новый контракт сроком всего на один год.

При том параллельно предлагается отказ сторон от всех взаимных претензий и прекращение всех судебных разбирательств, отмена решения Антимонопольного комитета Украины относительно штрафных мер против «Газпрома» за нарушение экономической конкуренции, и отзыв ходатайства «Нафтогаза» об инициировании Европейской комиссией расследования против «Газпрома». Это так, из более весомого.

Если кто забыл – то консолидированное предложение украинской стороны и заместителя председателя Европейской комиссии Мароша Шефчовича в свое время предусматривало десятилетний контракт на транспортировку газа.

Понять причины жестких предложений россиян, в общем, несложно. Причиной стало поданное в начале ноября в Стокгольмский арбитраж исковое заявление «Нафтогаза Украины» к «Газпрому». В котором украинская сторона требует пересмотреть транзитный тариф с 13 марта 2018 года до конца 2019 года и выплатить компенсацию в объеме $12 млрд. Шансы на выигрыш в этом деле не слишком большие. Но они, в принципе, существуют. Что приносит заметные, пусть и косвенные, убытки российскому газовому гиганту.

Например, две недели назад «Газпром» пытался привлечь финансирование под свои программы, выпустив бонды в швейцарских франках. Но в последний момент решение о выпуске бондов пришлось отменить, поскольку юристы, которые занимались организацией выпуска ценных бумаг, не смогли дать полную гарантию того, что привлеченные средства не будут конфискованы в выполнение требований «Нафтогаза».

Поэтому вопросы относительно урегулирования судебных споров, конечно, остро стоят перед российской стороной. Особенно в той его части, которая касается решения Стокгольмского арбитражного суда от февраля 2018 года, когда с российского концерна было взыскано $4,63 млрд за недостаточный объем транзита газа.

Но предложение относительно транзитного контракта на год (или даже на два-три) – это однозначно проигрышный для Украины вариант. Поскольку с точки зрения экономической целесообразности более логичным, чем соглашаться на годичный транзит, который принесет в лучшем случае 2,5-3 миллиарда долларов, после которого, скорее всего, весь российский газ пойдет по трем «потокам», более интересным является продолжать попытки получить присужденные 4,63 миллиарда. И заняться «нетрадиционным» использованием трубы – хоть для реверса, хоть для заполнения водородом. Хоть для переработки большого количества вторичного металла, наиболее вероятно – за исключением некоторых участков, которые могут быть использованы для транспортировки сжиженного газа, например, из Польши.

Это понимают и в Москве – но держат в рукаве свой последний козырь. Который заключается в предложении, в случае согласия на прекращение судебных дел, получать российский газ в «прямом», а не реверсном режиме, и со скидкой. Именно на предложение «дешевого газа для населения и промышленности», похоже, и делает ставку российская сторона, выдвигая абсолютно неинтересные экономические предложения «Нафтогазу». И в данном случае речь уже идет не об экономической целесообразности как таковой, а о возможности для украинской власти продемонстрировать выполнение данных перед выборами популистских обещаний. Поэтому силу этого «последнего аргумента» не стоит недооценивать.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим