четвер, 18 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Три направления: Как Путин и Орбан вместе давили Зеленского Президенты России и Венгрии знают, на какие больные мозоли давить в диалоге с «величайшим лидером современности»

Россия в среду, 30 октября, провела на Украину ряд геополитических и экономических атак сразу на нескольких фронтах, подключив к процессу и Венгрию – страну-члена ЕС и НАТО. Кремль и Будапешт иногда по отдельности, иногда вместе сосредоточились на газовой сфере, взаимодействии Украины с НАТО, закарпатских венграх, встрече в нормандском формате, не избегая откровенного шантажа и завуалированных угроз.

Как отреагировали в Киеве и реагировали ли?.. Сперва давайте проведем небольшую аналогию для ясности понимания. Вчера бывший представитель президента в АР Крым Борис Бабин в интервью «ДС», отвечая на вопрос об использовании крымскотатарского движения в освобождении Крыма, резонно заметил, что Украина как государство должно защищать права граждан, но не думать, как их использовать. Только после того, как одни «сделали» других, в этом году государство Украина демонстрирует все меньше энтузиазма в защите интересов на различных направлениях. Порой Банковая вовсе набирает в рот воды, хотя внешняя политика вроде как входит в сферу обязанностей президента.

Вот, к примеру, 30 октября, т. е. в один день с визитом Орбана в Москву, глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт ветирует совместную декларацию Североатлантического совета НАТО, чье заседание, напомним, проходит в Киеве и само по себе является серьезным политическим месседжем Украины России. Понимая это, Сийярто, а вслед за ним и сам премьер выдвинули ультиматум: в декларации должно упоминаться требование к Украине в полной мере уважать права закарпатских венгров. Данное требование – торба с дустом для Венгрии. В смысле правительство Орбана с ним носится по всем значимым международным площадкам. И Киев постоянно давал равнозначный по силе ответ. До недавних пор. Вчера же с осуждением очевидной провокации Будапешта выступил бывший министр иностранных дел, а не нынешний. Кстати, президент тоже отмолчался.

Важная деталь: на следующий день после встречи Орбана и Путина Сийярто объявил об отмене вето на заявление послов. По всей видимости, это была уступка Будапешта Кремля, необходимая для получения выгодного контракта на поставку нефти. Сделку заключили, можно и решение изменить. Что правда не снимает с повестки дня правительства Орбана такого рода инструменты давления в будущем, да и нужного эффекта в отношении Украины Будапешт также добился.

Украинское внешнеполитическое ведомство и Офис президента в свою очередь с головой ушли в заседание НАТО, но дать отпор Орбану и Сийярто все же следовало. Тем более что венгерский премьер и его партия «Фидес» сейчас куда уязвимее, чем во времена, когда МИД возглавлял Климкин, а президентом был Петр Порошенко. «Фидес» провалилась на местных выборах, проиграв объединенной оппозиции в том числе и столицу. Для Орбана это болезненный удар, и он пытается минимизировать урон посредством укрепления связей с союзниками вне страны. И выбирает Москву, поскольку в Брюсселе ему ничего не светит (вылезла боком антимиграционная истерика); а друзья-популисты из других стран (Италии, Австрии, Польши) тоже подрастеряли гонор. Кремль же органично вписывается в образ союзника Орбана, который, рефлексируя на электоральный фейл, действует так же, как действовал бы режим Путина – дает команду на проведение обысков в офисе оппозиционной партии. Вспомним: массовые протесты в Москве из-за выборов – задержания, обыски у оппозиционеров и в редакциях СМИ. Выборы в Венгрии – фискалы пришли в офис оппозиционного движения Momentum с целью фальсификации расходов на избирательную кампанию. До фальсификации выборов по кремлевским лекалам рукой уже подать.

Газовый шантаж

Но вернемся к Украине. Наряду с очередным натовским демаршем Венгрии премьер этой страны совместно с президентом РФ провели информационный рейд в отношении Украины в сферах транзита и поставок газа и межгосударственных отношений. Эта сладкая парочка, напомним, как писали ранее The New York Times и The Washington Post, настраивала президента США Дональда Трампа против Украины.

Газ. Очевидно, что Москва явно выстроила определенную медиацепочку, чье начало – это недавние трехсторонние переговоры в Брюсселе относительно транзита газа через украинскую ГТС в 2020 г. Еврокомиссия в лице Мароша Шефчовича выразила разочарование их ходом и результатами, а вот Россия и Путин, в частности, и иже с ними посланники Зеленского и Ко нашли переговоры конструктивными.

Следующим звеном после переговоров в столице ЕС стало решение правительства Дании предоставить-таки компании Nord Stream 2 AG разрешения на прокладку трубопровода на шельфе страны в Балтийском море. Дания сопротивлялась дольше всех, но в итоге сдалась. Причем случилось это в то же время, когда «Северный поток-2» испарился из повестки дня официального Киева. В ОПУ, Кабмине, Верховной Раде в сравнении с предшественниками вообще не используют это словосочетание. Глава НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев ожидал этого решения Дании, Зеленский тоже и уверяет, что «мы готовы»; опять-таки Климкин, а не Пристайко, дает тревожные прогнозы, и лишь первый заместитель госсекретаря США Джон Салливан обещает Украине помощь Вашингтона в остановке строительства СП-2. При таком раскладе почему Дания должна беспокоиться об интересах Украины? У Копенгагена к тому же в плане диверсификации энергоресурсов ситуация обстоит куда лучше.

Путин между тем не скрывает удовлетворения и нахваливает датчан за то, что проявили себя «ответственным участником процесса по диверсификации поставок газа на рынок Европы». Дескать, это был отличный бой, вот держите немного респекта, ведь вы все же сдались.

При этом и Путин, и Орбан на пресс-конференции подливают масла в огонь вопроса транзита газа через Украину после «конструктивных» переговоров в Брюсселе и решения Дании по «Северному потоку-2». В частности, президент РФ предлагает Венгрии поучаствовать в проекте еще одного газопровода «Турецкий поток» вместе с Болгарией и Сербией. Это в интересах Будапешта, поскольку «повысит его роль в энергетике Европы в целом», уверяет Путин. Орбан соглашается: «Чем раньше мы можем присоединиться к «Турецкому потоку», тем лучше, потому что таким образом мы не будем уязвимыми в этом смысле». Да, премьера Венгрии интересует диверсификация энергоносителей из России, но в то же время его обеспокоенность в первую очередь касается Украины как транзитера газа. «Но мы также хотим сохранить свой суверенитет в отношении транзитных стран, мы не хотим зависеть от транзитных стран». А это уже очень серьезный удар по позициям Украины в газовых переговорах при участии ЕС и России. Потому как страна – член блока больше озабочена не зависимостью от одного поставщика газа и нефти, а зависимостью от, по сути, посредника. При всем неприятии Брюсселем правительства Орбана такая выглядящая логичной словесная конструкция может помочь Евросоюзу принудить Украину пойти на те условия при транзите российского газа, которые будут выгодны, собственно, ЕС и России.

Этнические венгры и «Нормандия»

В дополнение к очевидному шантажу Украины с помощью газа и НАТО Путин и Орбан оказывали вчера на Зеленского и информационно-психологическое давление. Оба лидера знают, на какие больные мозоли давить в диалоге с украинским президентом.

Так, от Путина «величайший лидер современности» хочет проведения встречи нормандской четверки, наивно полагая, что сможет хоть в чем-то переубедить хозяина Кремля. Что Путин и использует. Во время пресс-конференции российский лидер великодушно отметает сходство Зеленского с «националистами», но между тем указывает на его якобы слабость: а с «националистами» все же совладать не может. Под «националистами» Путин, естественно, имеет в виду ветеранов в Золотом, в общении с которыми не так давно Зеленский пытался выглядеть Клинтом Иствудом в кубе. Посыл Путина Зеленскому: хочешь встречу нормандской четверки, на самом деле закрой рот и убери людей, готовых активно сопротивляться сдаче украинских интересов на Донбассе.

Как премьер-министр Венгрии давит на Зеленского? Конечно, блокируя сотрудничество Украины с НАТО и закарпатских венгров, негласно пугая Киев сепаратизмом и на западных рубежах Украины. И одновременно Орбан намекает, что все вопросы можно решить, если украинский президент будет себя хорошо вести. «У нас такой обычай: пока мы лично не знаем, мы не выражаем свое мнение о человеке. Я очень жду встречи и знакомства с новым президентом Украины», – сказал Орбан в Москве.

В целом же вчерашние заявления Путина и Орбана отчетливо показали новое направление координированного давления на Зеленского и его правительство. И на фоне абсолютной тишины в ОПУ не может не тревожить, что российско-венгерский политический тандем поставленных целей добьется.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим