четвер, 5 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Развели на саммит: На какие еще уступки пойдет Зеленский ради Путина Разведение сил в Золотом вполне может стать поворотным пунктом в недолгой, яркой, но откровенно хаотичной каденции действующего президента Украины

Разведение сил ВСУ и сепаратистов в населенном пункте Золотое-4, изначально запланированное на 7 октября, вчера все же началось. Президент Украины Владимир Зеленский, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко, спецпредставитель ОБСЕ по Украине Мартин Сайдик и помощник президента России Владислав Сурков – все более или менее радостно приветствовали начало этого процесса.

При том Пристайко заявил, что с разведением в Петровском, из-за периодических обстрелов позиций ВСУ сепаратистами, придется еще подождать – до «седьмого дня тишины». Он также назвал «реальной» перспективу встречи в нормандском формате до конца ноября.

А штаб ООС бросился успокаивать обеспокоенных украинцев заявлениями о том, что «отвод сил и средств не ослабит оборонительные возможности украинских подразделений на определенном участке», а власть «ни в коем случае не оставит местное население вне поля зрения».

Наверное, каждый гражданин Украины, хотя бы поверхностно знакомый с политическими реалиями, уже знает – сегодняшнее разведение войск является выполнением условий России относительно проведения саммита в нормандском формате на самом высоком уровне. Во время этого саммита, как надеется украинский президент, ему, при активном содействии европейских коллег, удастся договориться с Владимиром Путиным о завершении конфликта на Донбассе.

Что дает разведение действующему президенту Украины? В тактическом плане, надежду на долгожданный саммит. Относительно чего высказался тот же самый Сурков, заявив, что «если все получится в Золотом, нужно сразу приступить к аналогичным процедурам в Петровском. После чего, не теряя темпа, начать подготовку к «нормандскому саммиту».

Но здесь есть сразу два спорных момента. Первый из них заключается в том, что слово Суркова в карман не положишь. Сегодня Владислав Юрьевич сказал одно, а завтра может сказать и нечто другое. Относительно необходимости «развести» еще в паре мест, ввести норму о широкой автономии Донбасса в законодательство, а еще лучше – в Конституцию. «Тактика салями» давно и прочно усвоена кремлевскими стратегами. Особенно в ситуации, когда официальный Киев сам попадает в ловушку, рассказывая о необходимости саммита, за который может поторговаться Москва.

А другой момент как раз и заключается в том, что саммит в нормандском формате, которого с таким нетерпением ожидают как в Киеве, так и в Париже и Берлине (достаточно вспомнить, сколько «анонсов» на эту тему сделали за последний месяц Зеленский, Макрон и Меркель), вовсе не является гарантированной панацеей от конфликта на Донбассе. Со стороны России не было сказано ни слова, что в ходе саммита будет установлен не то что «финальный мир», а даже согласованы условия «заморозки» конфликта. Кремль не связал себя абсолютно никакими условиями – не говоря уже об обязательствах. Или о том, что даже наличие обязательств не останавливало российских политиков никогда и ни от чего.

Еще вчерашние события можно записать в актив действующей украинской власти с той точки зрения, что они лишний раз демонстрируют Европе нашу «готовность к диалогу».

Кроме того, начав разведение, Владимир Зеленский, хотя бы с формальной точки зрения, выполняет обещания, данные своим избирателям о «завершении войны». Конечно, один анклав размером 2х2 километра, на фоне линии соприкосновения, которая протянулась на полтысячи километров, выглядит не слишком убедительно – но фразы про «тактику малых шагов», по крайней мере, уже в поствыборных речах президента также звучали. Вот и шагаем.

При том даже если нормандский саммит не принесет ожидаемого завершения конфликта, или Москва выставит новые, дополнительные условия для его проведения, в чистом проигрыше Зеленский также не будет. Поскольку тогда он сможет раскрутить тезис о недоговороспособности Кремля. Этим тезисом он объяснит собственному электорату, почему «просто перестать стрелять» не получилось. А стратегическая недальновидность Зеленского, который не предсказал неизбежность такого исхода с самого начала, будет подана как своеобразное благородство. «Мы же думали, что они нормальные люди» – скажет «зе-команда» своим избирателям – и те возмутятся коварству Кремля вместе.

Зато телодвижения Киева, направленные на разведение войск на фронтах Донбасса, является выгодным для Кремля гораздо больше, чем для Украины. Начиная от того, что любые сообщения о «примирении на Донбассе» в европейской прессе работают в пользу вероятного ослабления санкций. Даже если «примирились», опять-таки, на двух километрах – и то не до конца.

Во-вторых, пойдя на очередные уступки, Зеленский оказывается в сложной ситуации – даже если Кремль выставит новые условия относительно злополучного саммита, «включить заднюю» и завести войска в серую зону Киев уже не сможет. По крайней мере, без каких-либо грубых нарушений со стороны сепаратистов. Что, в общем, приводит к возможности сократить общие расходы на поддержку «проекта Донбасс» со стороны России.

И самое главное – особенности протекания «мира на Донбассе» почти неизбежно ударят по рейтингу Зеленского. Чему Россия однозначно и всемерно поможет.

Часть условных «национал-патриотов» (среди которых тоже есть немало поразительно близких к Лубянке индивидов) возмутится предательством интересов, капитулянтством и другими вполне правдоподобными вещами – и предложит немедленно противодействовать президенту и силовым структурам.

А вот на контролируемой Украиной части Донбасса всплывет и будет активно поддержан заинтересованными силами тезис о том, что «этот ничем не отличается от предыдущего».

А массив избирателей Зеленского, который подсознательно ожидал, что быстрое завершение войны случится «как-то само по себе» и сам по себе будет разочарован тем фактом, что за полгода, год, президентства Зеленского конфликт если и уменьшится, то в микроскопическом масштабе. А в случае, если сепаратисты попытаются зайти в серую зону и немножко там «повоевать» среди безоружного населения (к чему их вполне могут побудить и в Москве, где хорошо умеют использовать террористические методы для достижения политических целей, еще с момента самого первого прихода Путина к власти) – часть массива избирателей Зеленского перекинется на патриотические позиции, возложив вину за подобное развитие событий (и вполне заслуженную, если на то пошло) именно на властную команду.

Отдельно следует упомянуть тот момент, что движение назад, оставление  не так чтобы легко и дешево завоеванных позиций, всегда является фактором деморализации армии. Удерживать которую в боеспособном и контролируемом состоянии после последних мирных инициатив станет прогнозируемо сложнее. Поэтому складывается впечатление, что «зе-команда» несколько легкомысленно сегодня пошла на компромисс с Россией (который поразительно похож на уступки), не получив взамен никаких четких гарантий относительно каких-то ответных уступок со стороны Кремля.

И если Россия прагматично использует эти уступки (в чем, на самом деле, нет особых сомнений) как для достижения собственных целей, так и для расшатывания позиции Зеленского в самой Украине, то сейчас, когда вся исполнительная вертикаль и законодательная власть находятся под контролем одной политической силы, избежать ответственности этой силе не удастся.

Разведение сил в Золотом не станет ни началом мира на Донбассе, ни «тотальным поражением» и военной катастрофой украинских сил на фронте. А вот поворотным пунктом в недолгой, яркой, но откровенно хаотичной каденции действующего президента Украины оно вполне может стать.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим