п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Барьер для «шариев»: Почему Разумков больше не хочет монобольшинства При уменьшении проходного барьера под выборы будут создаваться проекты, цель которых – пролезть в Раду и там выгодно продаться

популСпикер в интервью «Интерфакс-Украина» отметил, что Избирательный кодекс, на который президент Украины наложил вето, требует изменений, и народные депутаты доработают этот документ. «Мне кажется, – отметил Дмитрий Разумков, – лучше, когда все-таки проходной барьер будет меньшим – 3% или 2%. Чтобы новые политические силы могли попасть в Раду. Каким будет этот показатель, мне сложно сказать, поскольку я не принимаю участия непосредственно в работе группы (по подготовке Избирательного кодекса к рассмотрению)».

Напомним, на последних выборах в Верховную Раду проходной барьер составлял 5% (как и на выборах 2012 и 2014 годов). Летом этого года его преодолели пять партий – «Слуга народа» (43,16%), «Оппозиционная платформа – За жизнь» (13,05%), «Батькивщина» (8,18%), «Европейская солидарность» (8,10%) и «Голос» (5,82%). За пятеркой счастливчиков выстроился внушительный хвост из партий, которые при условии снижение проходной планки еще в этот раз могли попасть в парламент: «радикалы» Олега Ляшко, «Сила и честь», «Оппозиционный блок», «Европейская стратегия Гройсмана», партия Шария и ВО «Свобода». То есть, конфигурация парламента могла бы быть совсем другой. И турборежим тогда бы не удался, ведь приходилось бы постоянно с кем-то торговаться.

На выборах 2014-го планку перепрыгнули шесть партий: «Народный фронт», «Блок Петра Порошенко», «Самопомич», «Оппоблок», «Радикальная партия» и «Батькивщина», не хватило голосов еще пяти партиям – «Свободе», коммунистам, «Сильной Украине», «Гражданской позиции» и партии «Заступ». Если бы барьер составлял на тот момент 2%, они бы стали депутатами.

В 2012 году победителями стали пять партий – «регионалы», «Батькивщина», «УДАР», коммунисты и «Свобода». Кроме них никто не получил даже 2-х процентов. А вот на выборах 2006 и 2007 годов проходной барьер составлял 3%. В 2006 году его преодолели 5 партий: «регионалы», «Блок Юлии Тимошенко», Блок «Наша Украина», социалисты и коммунисты. При 2-процентной планке тогда могли пройти в ВР «Блок Наталии Витренко Народная оппозиция» и «Народный блок Литвина». В 2007 году мандаты снова получили пять партий, расклады были похожи, единственное, что место социалистов занял «Блок Литвина». Партии Александра Мороза для попадания в Раду не хватило 0,14%.

Если вспомнить более давний период, то по смешанной системе впервые украинцы голосовали в 1998 году. Тогда для попадания в парламент необходимо было преодолеть барьер в 4%. Это удалось сразу восьми партиям и блокам. Больше всего тогда набрали коммунисты, восьмерку замыкали объединенные эсдеки. Еще четыре участника могли получить мандаты при условии 2-процентного барьера. Среди них, кстати, и избирательный блок «Национальный фронт», который составляли националисты. Результат националистов в 2019 году стали хуже, чем результаты «Нацфронта» в 1998-м: 2,15% сейчас против 2,71% тогда. Видимо, это свидетельствует не в пользу сегодняшних «свободовцев», «Нацкорпуса» и мелких партий из этого лагеря.

В 2002 году барьер также составлял 4%. Его преодолели «Наша Украина» Виктора Ющенко, который тогда выходил на уровень будущей надежды нации, следом шли коммунисты, прокучминская «За единую Украину», БЮТ, социалисты и СДПУ (о). Партиям Натальи Витренко, «Женщинам за будущее» и «Команде озимого поколения» удалось перепрыгнуть 2%, но до 4-х они не допрыгнули.

Однако стоит отметить, что в парламентах тех времен возникали депутатские группы, происходили перебежки из фракции во фракцию, таким образом, погоду делали «тушки», которые каждый раз доказывали слабость политических партий в Украине, их неспособность ответственно относиться к подбору людей в списки и мажоритарные округа.

Еще один важный момент на всех предыдущих выборах, в которых принимали участие политические партии – введение властями в игру политпроектов-паразитов против своих главных оппонентов. Они откусывают у них проценты, и при условии 2-процентного барьера способны понаоткусывать себе на фракцию. Также есть риск попадания в ВР проектов вроде партии Шария, которые просто будут всех критиковать или предлагать откровенно популистские вещи, завернутые в красивую обертку. Не исключено – их идеологии будут писать за поребриком. Далеко ходить не надо – летом на досрочных выборах популизм изливался реками.

В итоге в следующем парламенте, где, как известно, будет уже 300 депутатов, можем получить несколько мелких фракций, каждая из которых будет бороться (точнее, торговаться) за золотую акцию. А вот монобольшинства больше не будет, поскольку все эти мелкочлены размоют проценты партий-лидеров. Поэтому уменьшение проходного барьера с нынешних пяти до 3-х или даже 2-х – плохая идея. Потому что под выборы будут создаваться проекты без идеологии, цель которых – пролезть в Раду и там выгодно продаться.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим