четвер, 12 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Еще одна ловушка для Зеленского: Когда Россия вернет захваченные украинские корабли Для Владимира Путина наши корабли – это еще одна разменная карта, которую он рано или поздно разыграет в своих интересах

Скоро исполнится год, как Россия держит в плену украинские корабли – военные катера «Никополь», «Бердянск» и буксир «Яны Капу».

Как мы помним, 7 сентября состоялся обмен пленными между Украиной и Россией по системе «35 на 35». Среди тех, кто вернулся в Украину, были незаконно задержанные 25 ноября 2018 года в Керченском проливе 24 украинских моряка.

Все настолько обрадовались самому факту возвращения украинцев домой (что само по себе не радовать не может, и это нормально), что совсем забыли о решении Морского трибунала ООН и о том, что Россия его до сих пор не выполнила. Ведь моряки вернулись из плена в Украину не в результате выполнения Россией решения Морского трибунала, а в результате обмена на задержанных Украиной российских сепаратистов и террористов.

Кроме того, остается нерешенным вопрос дальнейшей судьбы военных катеров «Никополь», «Бердянск» и буксира «Яны Капу», которые до сих пор находятся на контролируемой Россией территории в Керчи, фактически в российском плену. О них на самом высоком уровне как-то говорить вообще не принято в последнее время.

Лишь помощник командующего ВМС ВС Украины по правовой работе – начальник юридической службы полковник Леонид Залюбовский в интервью украинскому изданию «Армия Inform» рассказал, что вопрос возвращения в Украину захваченных россиянами в Керченском проливе катеров прорабатывается, и командование ВМС в пределах своей компетенции принимает и осуществляет все надлежащие меры для их возвращения.

Хотя всем понятно, что решение этого вопроса – дело государственного уровня, а не командования ВМС. Однако от самого публичного украинского президента всех времен ничего о решении этого вопроса не слышно.

«Что касается ВМС, то мы готовы, если будет дана соответствующая команда, получить корабли и дислоцировать их туда, куда будет определено руководством», – сказал полковник Леонид Залюбовский в том же интервью.

Напомним, что 25 ноября 2018 года корабли Военно-морских сил ВСУ в составе двух малых бронированных артиллерийских катеров «Бердянск» и «Никополь» и рейдового буксира «Яны Капу» осуществляли плановый переход из порта Одессы в порт Мариуполь Азовского моря. О намерении осуществлять переход заранее было проинформировано согласно международным норм с целью обеспечения безопасности судоходства.

Однако вопреки Конвенции ООН по морскому праву и Договору между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива пограничные корабли Российской Федерации осуществили откровенно агрессивные действия против украинских кораблей, а именно: протаранили украинский буксир, после чего обстреляли украинские корабли и захватили их в плен вместе с экипажами.

Конечно, Украина это так оставить не могла и начала искать правды в международных инстанциях. И 25 мая 2019 года Постоянно действующий трибунал, созданный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, обязал Россию немедленно освободить украинских моряков и возвратить суда.

Трибунал принял решение по трем пунктам:

1. немедленно освободить и вернуть украинские корабли;

2. немедленно освободить и вернуть украинских моряков;

3. Россия и Украина должны подать трибуналу отчет о выполнении временных мер до 25 июня.

То есть до 25 июня 2019 года Россия должна была отчитаться о выполнении решения Международного трибунала по морскому праву относительно освобождения украинских моряков и кораблей. Однако, как известно, она этого не сделала – моряки находились в российском плену до 7 сентября, а корабли находятся там до сих пор.

В то же время Россия продолжает настаивать, что решения Международного морского трибунала не имеют законной силы, поскольку она трактует действия Украины в Керченском проливе как военные.

«Мы работаем над реализацией именно приказа Международного морского трибунала в отношении наших моряков. И я думаю, что в ближайшем будущем вы увидите, как мы его будем реализовывать на площадках ООН», – заявила 15 июня заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль.

26 июня Зеркаль заявила, что пока Россия не выполнит приказ Международного трибунала по морскому праву и не освободит украинских моряков и корабли, Украина будет продолжать давление на Россию на международной арене. Однако уже 15 августа Зеркаль объявила о своей отставке, а вместе с ней из информационного поля исчезли и упоминания на эту тему, потому что новосформированный МИД вопрос возвращения захваченных кораблей поднимать не спешит.

По большому счету, все, что смогла Украина после смены власти в ответ на захват Россией своих судов, это 25 июля 2019 года задержать российский танкер NEYMA, который блокировал украинские военные корабли в Керченском проливе. Неужели президент Зеленский и здесь хочет осуществить обмен – кораблями?

Что касается России, то ее действия вполне укладываются в общую стратегию поведения в отношении Украины в течение последних пяти лет – грести все, до чего можно дотянуться, а потом доказывать всему миру, что белое – это черное и наоборот. Поэтому ожидать от Путина добровольного возвращения Украине кораблей бесполезно.

Вместе с тем можно не сомневаться, что сам возврат рано или поздно произойдет, потому что для Путина наши корабли – это еще одна разменная карта, которую он рано или поздно разыграет в своих интересах. Вопрос лишь в том, какой частью своих интересов придется уступить Украине взамен.


Руслан Рудомский / Depo.ua
Поділіться цим