п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Ставка на Индию: Как США разрушат стратегию России и Китая Если США удастся теснее привлечь Индию к построению альянсов в регионе, этим будет заложена мощная мина под выстраиваемые Россией и Китаем евразийские и антизападные организации, такие как ШОС и БРИКС

Для многих мировых лидеров, прибывающих в США для участия в работе 74-й Генеральной ассамблеи ООН, заполучить на американской земле еще и встречу с американским президентом было бы показателем успеха. Премьер-министр Индии Нарендра Моди не только добился этой цели, но и, с точки зрения репутации, наверное, перевыполнил все имеющиеся планы. Довольно редки случаи, когда ради встречи иноземного гостя в Штатах собираются 50 тысяч его земляков, мероприятие приурочено исключительно его чествованию, а сам президент США соглашается играть по сценарию всего лишь вторую скрипку.

Тем не менее именно в таком формате и именно такое число представителей индийской общины — полный стадион — собралось в воскресенье в техасском Хьюстоне, чтобы формально чествовать победу Моди на выборах в Индии, одержанную, впрочем, еще в мае. Дональд Трамп был приглашен в качестве почетного, но всего лишь гостя мероприятия «Привет, Моди!». Показательно при этом, что американский президент не только согласился на подобный формат, но и всячески старался продемонстрировать расположение своему коллеге — лидеру страны с населением более 1,3 млрд человек, которая быстро развивается экономически и постепенно укрепляет свое геополитическое влияние.

Оба лидера расточали взаимные комплименты и шли вместе, взявшись за руки. «Я так рад быть здесь, в Техасе, с одним из величайших, самых преданных друзей Америки, премьер-министром Индии», — заявил Трамп. «Я восхищаюсь им, — не отставал и Моди. — Он многого добился для американского народа и для мира». Трамп был назван великим американским президентом и подлинным другом Индии. В свою очередь, президент США заявил, что отношения двух стран «прочны как никогда». «У вас никогда не было лучшего друга-президента, чем президент Дональд Трамп, это я гарантирую», — сказал он, обращаясь к аудитории, но делая при этом, по-видимому, прямой посыл и в сторону индийского руководства.

Многие аналитики отмечают сходство стилей Трампа и Моди: оба они исповедуют во внутренней политике национализм и не чуждаются популизма. Это важно для появления взаимной симпатии. Но одно только это обстоятельство не объясняет необычного начала недельного турне по Соединенным Штатам индийского премьера. Отмечают также и желание Трампа заручиться поддержкой индийской общины, достигшей численности уже порядка 4 млн человек, на предстоящих в 2020 г. выборах. Представляется все же, что при всей важности внутренней политики основной расчет президента США на сближение с Индией следует искать в плоскости международных отношений, геополитики и большой стратегии.

Для США уже длительное время одним из главных геополитических вызовов является возвышение Китая. Особенно актуальной задача противодействия ему военно-дипломатическими методами становится в последние годы — в силу наметившейся тенденции сближения Китая с Россией. В качестве приоритетного направления действий США хотели бы упрочить систему альянсов в Индо-Тихоокеанском регионе, где опорами американского влияния могли бы выступить Япония, Австралия и Индия. Но если первые две страны уже давно являются надежными американскими союзниками, то за расположение Индии разворачивается нешуточная борьба, начатая, к слову, еще администрацией Барака Обамы.

С одной стороны, объективные предпосылки для активного развития военно-политического сотрудничества Индии и США есть. Индия не признает аннексию Китаем части своей территории в Тибете, на границах двух стран периодически возникают столкновения. Индия является противником китайской стратегии «Один пояс — один путь» как по причине общей геополитической конкуренции, так и в силу того, что один из важнейших транспортных коридоров, которые Китай планирует развивать, проходит через еще одну отобранную у Индии территорию — пакистанскую часть Кашмира.

С другой стороны, Индия является государством, которое, похоже, осознало свою возросшую цену как потенциального партнера. Заметно ее стремление развивать военное сотрудничество с широким спектром мировых игроков. Если говорить о станах Запада, то стоит выделить, кроме США, еще Францию и Израиль. В то же время вслед за Турцией Индия выразила желание приобрести у России систему ПВО С-400 и, по некоторым данным, планирует получить ее через полтора года. Трампу надо будет серьезно постараться, чтобы предложить индийскому руководству нечто более серьезное, чем комплименты. Но, к чести США, американцы подходят к работе системно.

Хьюстон, столица аэрокосмической отрасли США, был не случайно выбран местом встречи двух президентов. Многие выходцы из Индии трудоустроены как раз в высокотехнологических секторах. Трамп, кстати, подчеркнул в своей речи, что Штаты «тесно работают с Индией в развитии сотрудничества по космосу».

Но что более интригует, так это анонсированное президентом США углубление оборонного сотрудничества. «В ноябре США и Индия продемонстрируют значительный прогресс в области военного сотрудничества и проведут первые военные учения», — таково дословно его заявление. И хотя сами по себе двусторонние учения этих стран не будут первыми, не исключено, что Трамп просто хотел подчеркнуть какое-то особое политическое значение или какое-то новое качество именно их. Примечательно, что в водах относительно недалеко от Индии как раз в ближайшем времени планируется проведение совместных учений Ирана, России и Китая. Если речь идет о том, что параллельно будут проходить еще и маневры США и Индии, — это будет серьезнейшим отрезвляющим сигналом для Москвы. Наверняка в Кремле будут не рады такому повороту событий.

На фоне укрепления дружбы Вашингтона с Дели показательно постепенное похолодание отношений с Пакистаном — некогда близким американским союзником, но врагом Индии и партнером Китая. Президент этой страны Имран Хан также прибыл в США в рамках подготовки к работе Генассамблеи, но узнать о задушевной встрече Трампа и Моди — это была для него пощечина. Возможно, поэтому он в сердцах и заявил на следующий день, выступая в аналитическом центре «Совет по международным отношениям» в Нью-Йорке, что присоединение Пакистана к антитеррористической коалиции под руководством США после печально известной атаки 9/11 стало «одной из самых больших ошибок в истории страны».

Некоторые критически относящиеся к политике Трампа американские издания отмечают и ряд проблем, связанных с визитом Моди. Последнего критикуют за отмену в августе особого статуса подконтрольной Индии части Кашмира, что сопровождалось массовыми арестами недовольных и нарушениями прав человека. Тысячи противников визита собрались в Хьюстоне за пределами стадиона, чтобы выразить свое несогласие.

Еще одним аргументом в пользу тезиса, что Трампом движут в данном вопросе в основном соображения геополитики, является и то, что на данном этапе в двусторонней индийско-американской повестке фактически вынесена за скобки тарифная война, вяло тлеющая между двумя странами. В марте Трамп отменил особый статус Индии в торговле с США в рамках Генеральной системы преференций (Индия пользовалась этим статусом как развивающаяся страна). После этого стороны повысили пошлины на некоторые товары друг друга.

Что же касается всех прочих позитивных для сторон аспектов встречи Трампа и Моди — они идут скорее в качестве бонуса. Но бонуса немаловажного. В частности, для Трампа данная встреча — это шанс переманить на свою сторону американцев — выходцев из Индии, в особенности в тех ключевых штатах, которые станут вскоре полем битвы, таких как Техас или Нью-Джерси, в преддверии президентской гонки 2020 г. На предыдущих выборах индийская община голосовала преимущественно за демократов и Хиллари Клинтон. А 4 млн — это не то число, которое можно игнорировать. Известный своим прохладным отношением к мигрантам, Трамп заявил присутствовавшим индийцам, что «мы по-настоящему горды, что вы стали американцами».

Если США удастся теснее привлечь Индию к построению ориентированных на Америку альянсов в регионе, этим будет заложена мощнейшая мина под все выстраиваемые Россией и Китаем евразийские и антизападные организации, такие как ШОС и БРИКС. Во внешней политике американцы умеют мыслить проектно и концентрироваться на ключевых точках. И, как показывает встреча Трампа с Моди, отношение к Индии становится все более серьезным.


Евгений Плахута / Деловая столица
Поділіться цим