п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Большая перезагрузка: Как Байден помогает поладить Трампу и Зеленскому В подобной ситуации до Владимира Зеленского не оказывался еще ни один украинский лидер

Уже в среду, 25 сентября, на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоится долгожданная встреча президентов США и Украины Дональда Трампа и Владимира Зеленского. Согласно плану на все про все у лидеров будет 45 минут. Впрочем для первой встречи этого времени будет достаточно, дабы определить и задекларировать ключевые точки соприкосновения. А в подробностях диалог продолжится уже непосредственно в Белом доме.

Единственное, что, на первый взгляд, омрачает предстоящие переговоры Трампа и Зеленского, — это кампания, инициированная и планомерно раскручиваемая Демократической партией США, по поводу вероятного давления американского президента на украинского коллегу в попытке добиться возобновления расследования в отношении Джо и Хантера Байденов (первый — вице-президент в обамовской администрации и наиболее вероятный соперник Трампа в 2020 г. от демократов, второй — его сын).

Краеугольным камнем данной кампании является поданная 12 августа жалоба сотрудника Нацразведки генинспектору ведомства. Означенный сотрудник обрабатывал один из телефонных разговоров Трампа, где тот якобы дал некое обещание одному из иностранных лидеров. Какое и какому лидеру? Как писали The Washington Post и The New York Times, речь о Зеленском и его беседе с Трампом 25 июля, в ходе которой хозяин Овального кабинета якобы прессовал украинского президента на предмет пресловутого расследования. По данным The Wall Street Journal, обращений администрации Трампа к офису Зеленского было по меньшей мере восемь.

Под то, что демократы используют жалобу сотрудника Нацразведки и попавшую в СМИ информацию о давлении на Киев, можно было выдавать кредиты. В начале сентября комитеты по вопросам разведки, надзору и правительственной реформе, а также иностранным делам Палаты представителей США начали соответствующее расследование, затребовав у Белого дома и Госдепа документы о возможном «манипулировании украинским правосудием».

Кроме того, демократы в нижней палате Конгресса пожелали ознакомиться с жалобой того самого сотрудника разведки, после того как генинспектор Нацразведки Майкл Аткинсон направил в Палату представителей два письма. В одном он написал, что признал жалобу «заслуживающей доверия» и сообщил о ее передаче главе Управления директора Нацразведки Джозефу Магуайру. Во втором пожаловался, что Магуайр счел эту жалобу не стоящей передачи в профильные комитеты обеих палат Конгресса.

Демократы вооружились этими письмами Аткинсона, однако нельзя сказать, что они очень перспективны. Администрация Трампа попросту заблокировала передачу жалобы в Конгресс, поскольку, как разъяснили в Минюсте, она не касается сотрудника разведслужбы и ее деятельности, а потому не подпадает под юрисдикцию главы ведомства. По сути же, как бы ни возмущал демократов отказ администрации передать жалобу в Конгресс, у них в рамках текущего расследования ничего серьезного, по сути, нет.

Демократам остается лишь уповать на открытые слушания при участии Магуайра и Актинсона, которые запланированы на этой неделе. С другой стороны, последний уже общался с членами профильного комитета Палаты представителей в минувший четверг и отказался детализировать суть жалобы, скованный запретом Белого дома. Потому, как и в случае с показаниями Роберта Мюллера в Конгрессе, вряд ли следует ожидать каких-то подвижек от предстоящих слушаний.

Потому Демпартия пытается выжать максимум из этого скандала хотя бы в медийной плоскости. Так, 21 сентября Байден ринулся в атаку — опубликовал заявление, в котором жестко раскритиковал Трампа и призвал обнародовать расшифровку жалобы сотрудника разведки. А бывший журналист-депутат Сергей Лещенко, который, как неоднократно писали СМИ, тесно общался с демократами и в частности с экс-послом Мари Йованович, в тот же день в колонке для The Washington Post «напал» непосредственно на Джулиани, обвиняя адвоката во лжи.

Трамп, а также госсекретарь Майк Помпео попытались вернуть Байдену должок, но получилось не очень убедительно. Реакция была откровенно слабой. Однако на данный момент она и должна быть такой. Тем более что чисто технически Белому дому удалось обезоружить демократов-конгрессменов.

Джентельменское соглашение

Что, правда, не опровергает того, что у Трампа были и мотив, и возможность для давления на Зеленского. Ведь на следующий день после звонка украинскому президенту хозяин Овального кабинета отрядил на встречу с ним спецпредставителя Госдепартамента по Украине Курта Волкера, а через несколько дней личный адвокат президента США Руди Джулиани пообщался в Мадриде с помощником президента Украины Андреем Ермаком.

Последний, к слову, заявил в интервью LB.ua, что именно он выступил инициатором этой встречи с бывшим мэром Нью-Йорка и дал понять ему, что новая власть — «мы простые ребята» — настроена на прозрачность в проведении расследований (без «по звонку») и борьбу с коррупцией. Это очень похоже на попытки обелить репутацию Джулиани новой украинской властью накануне встречи президентов в Нью-Йорке.

Своего рода услуга в рамках широкого джентельменского соглашения. Элементами которого, судя по всему, является как отставка Йованович, так и решение убрать Валерия Чалого с поста посла Украины в США, поскольку, как заявил Ермак в том же интервью, он не устраивал Вашингтон, ведь был «послом Порошенко, а не Украины».

Очевидно, что и Белый дом, и Банковая сейчас подходят к перезагрузке отношений. Хайп же вокруг давления Трампа на Зеленского на самом деле и послужил этому перезапуску, и открыл окно возможностей во внутриполитической борьбе в Штатах и Украине. Потому как история с Байденом играет в большей степени против демократов, ведь она покрылась пылью и эффективна только с точки зрения ведения медиавойны. При этом скандал с расследованием затрагивает не Владимира Зеленского, а его предшественника Петра Порошенко.

Следовательно, основной политический урон может получить именно Байден, ведь нынешние нападки на Трампа так или иначе напоминают о его роли в  отставке генпрокурора Виктора Шокина. К тому же и сама необходимость в расследовании по Байденам украинскими правоохранителями в свете возникшей медиаистерии более Белому дому не нужна. Благо преемник Шокина и также уже бывший генпрокурор Юрий Луценко в мае сделал подарок команде Зеленского и Белому дому, когда заявил Bloomberg, что у него нет никаких доказательств того, что Байден или его сын совершили правонарушения. Это во-первых.

Во-вторых, президентская кампания в США стартовала достаточно рано, и основные битвы еще впереди. Но республиканцы справились с расколом, партия если не идеологически, то прагматически относительно целостна, позиции у Трампа сильны, а его ресурсов хватает и на внутреннюю, и на внешнюю политику. Демократы же с их обилием кандидатов и не совсем четкой, но ориентированной прежде всего на внутренний дискурс  предвыборной повесткой, причем зачастую доходящей до социализма, похоже, наступают на грабли, которые уже дали по лбу штабу Хиллари Клинтон в 2016 г. Де-факто Трампу даже и не нужно атаковать Байдена — бывшего вице-президента может снести броуновское движение в лагере «ослов», а от рейтинга в ходе праймериз могут откусить серьезные куски те же Сандерс или Камала Харрис. Как итог, Трамп имеет отличные шансы на второй срок президентства не ввиду своей силы, а ввиду слабости оппонентов.

И Киеву очень важно, осознавая тот факт, что следующие четыре года телефонную трубку в Овальном кабинете, скорее всего, будет поднимать Дональд Трамп, правильно подойти к построению отношений с ним. Переговорные позиции ОПУ на данный момент очень сильны, потому что главным выгодоприобретателем от возникшего хайпа выступает именно Украина.

Накануне встречи в Нью-Йорке Украина вновь оказалась в информационном топе, причем в контексте, непосредственно вовлекающем президента США. В системе координат Дональда Трампа условные «просители» априори проигрывают в весе тем, в ком заинтересован он сам. И сейчас Владимир Зеленский оказался как раз в такой роли — не равноправного, разумеется, но все-таки партнера, а не клиента, и это дает шанс на «приземление» американо-украинских отношений. В подобной ситуации до Зеленского, к слову, не оказывался еще ни один украинский лидер.

Этот шанс нужно использовать для создание качественно новых взаимоотношений с США, закладывания в них предпосылок для понижения роли истеблишмента и максимального «выпиливания» из контекста избирательного процесса. По большому счету здесь достаточно двух ключевых месседжей. Первый — о готовности выполнять «домашнее задание», то есть перестать доставлять головную боль американскому государству как таковому, пытаясь угодить тем или иным кругам в истеблишменте США. И, к слову, нам бы очень кстати пришлись связи с ключевыми спонсорами обеих партий — в том числе и коммерческие: это не только пошло бы на пользу коммуникации с Вашингтоном, но и сыграло бы на укрепление нашей безопасности.

Второй — о намерении реализовать задекларированные и неоднократно оговоренные с Вашингтоном реформы, обеспечивающие стабильность государству украинскому. В качестве довеска здесь не помешает и расширение участия в реализации концепции энергетического «Междуморья», направленного на увеличение поставок американских энергоресурсов в Европу. Ведь все эти три темы так или иначе соответствуют интересам безопасности не только Украины, но и Соединенных Штатов. Что, в свою очередь, сильно снижает шансы на некую «большую сделку» с Кремлем за наш счет.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим