п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

ОБСЕ сдерживает Зеленского: Почему в Европе испугались формулы Штайнмайера Колоссальный энтузиазм нового украинского правительства в деле реализации договоренностей относительно Донбасса заставил европейских политиков задуматься о вероятных последствиях для ЕС

Стройный хор тех, кто советует Украине трезво относиться как к формальному согласованию формулы Штайнмайера, так и к ее практической реализации, пополнился еще одним весомым голосом. Председатель ОБСЕ, которым является министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак, подчеркнул, что далеко не любые выборы в ОРДЛО можно будет считать реализацией той самой формулы.

«Я думаю, что свободные выборы могут пройти только в свободной обстановке и, конечно, по украинским законам и при условии наблюдения со стороны международных наблюдателей… Только когда мы достигнем такой ситуации, мы сможем организовать выборы и назвать их свободными», – подчеркнул дипломат. Добавив ключевую, хотя и самоочевидную для большинства украинцев фразу: «На сегодня я не вижу предпосылок для проведения свободных выборов по украинскому законодательству на территориях, неподконтрольных властям».

Впрочем, в отличие от того же спецпредставителя США Волкера, который в своем определении «свободных выборов» апеллирует к общечеловеческим либеральным ценностям, Лайчак утверждает, что проведение выборов станет возможным тогда, когда «украинская власть, украинское правительство скажут, что есть атмосфера, предпосылки для свободных выборов». Не уточняя при том ничего ни о присутствии российских войск, ни о разоружении местных боевиков, ни про какие-либо другие подобные «детали» – председатель ОБСЕ отдает все это на откуп Киеву.

И все это, заметим, говорит глава организации, которую в Украине привыкли упрекать в чрезмерной любви к России. И с заседания которой украинские делегаты вчера уже гордо выходили – видимо, для того, чтобы через несколько часов заявить, что вскоре вернутся обратно.

Подобные заявления звучат гораздо более радикальными и проукраинскими, чем, например, мечты того же главы украинского МИД Пристайко относительно проведения выборов на Донбассе «вместе со всеми другими выборами в Украине» – ну, максимум «в течение года», без каких-либо оговорок в отношении других «сопутствующих условий». И, очевидно, без понимания того факта, что даже при условии полного невмешательства со стороны Москвы (на что рассчитывать более чем наивно), преобразование современного ОРДЛО в «выборопригодное» место уйдет далеко не один год. А вообще, глядя на реакцию европейских политиков на отчаянные попытки имплементации формулы Штайнмайера командой Зеленского, закрадывается одна вполне конспирологическая гипотеза.

Европа, предлагая Украине эту формулу в период президентства Порошенко, банально не верила, что кто-то возьмется ее реализовывать. Эта формула будет чем-то вроде Минских договоренностей – документа, который все без исключения признают, но при этом трактуют его выполнение очень по-своему.

И сейчас, когда президент Зеленский с помощью министра иностранных дел Пристайко, принялись стахановскими темпами реализовать этот сценарий, даже близко не представляя себе его последствий, в Европе банально испугались.

Испугались боевиков из ОРДЛО, которые могут быть амнистированы, получить биометрический паспорт и через неполный год гулять по улицам Берлина или Парижа. А забирать безвиз у Украины исключительно из-за того, что Киев согласился на предложение уважаемого немецкого политика – тоже будет как-то нелогично. Испугались того, что безумная стратегия Владимира Путина, вернув ему влияние на Украину, будет применена где-то еще. Испугались, банально, того, что следующее ОРДЛО может случиться на польской границе или где-то в Балтии. И теперь не только национал-патриоты вкупе с недобитыми порохоботами, но даже «пророссийская» ОБСЕ изо всех сил намекает новой команде на то, что спешка (и отсутствие здравого смысла) в некоторых вопросах может стоить дорого. Слишком дорого.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим