п'ятниця, 15 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Деньги для Медведчука и Шария: Остановит ли Зеленский финансирование партий Размещенная на сайте президента петиция об отмене бюджетного финансирования партий за три недели набрала необходимые для ее рассмотрения 25 тысяч голосов. Какой будет реакция Зеленского?

Петиция, размещенная на президентском сайте 23 июля, содержит предложение отменить или приостановить действие законов, предусматривающих финансирование за счет государственного бюджета политических партий: как тех, которые преодолели на выборах 5%-й барьер, так и тех, кто набрал больше 2%. Сбор подписей продлится еще более 70 дней, но уже сейчас петиция претендует на первое место по активности поддержки гражданами среди размещенных на президентском сайте. На ресурсе указано, что документ находится в статусе ожидания рассмотрения.

Интересно, что автором обращения является бывший нардеп Николай Томенко, который в течение своей политической карьеры входил в целый ряд политических сил, а во время последних президентской и парламентской избирательных кампаний работал в штабе Анатолия Гриценко. В досрочных парламентских выборах Томенко принимал участие как №3 избирательного списка партии «Гражданская позиция». Которая по итогам кампании получила 1,04% голосов и на поддержку из государственного бюджета претендовать по закону не может. Так что, не исключено, что среди мотивов, которыми руководствовался автор петиции, можно отыскать и банальную ревность к более успешным конкурентам.

Впрочем, на специальной пресс-конференции автор документа аргументировал свою инициативу иначе. «У нас 11 партий, – напомнил он. – На их содержание в течение 5 лет надо 3 миллиарда 109 миллионов 870 тысяч 823 гривны. Согласно норме компенсации за агитационную работу партий, преодолевших 5% барьер, им положено еще 2 миллиарда 253 миллиона 420 тысяч. Следовательно, общая сумма, которую получат партии из госбюджета – 5 миллиардов 363 миллиона 290 тысяч 823 гривны. На самом деле эта цифра будет гораздо большей, поскольку расчеты осуществляются на основании прожиточного минимума, а он будет расти. Следовательно, по меньшей мере свыше 6 млрд грн налогоплательщики заплатят 11 политическим партиям за 5 лет их пребывания в парламенте. Именно поэтому мы зарегистрировали эту петицию». Томенко убежден, что в процессе формирования бюджета на 2020 год должно быть учтено, что украинский народ – против бюджетного финансирования партий.

Напомним, в октябре 2015 года Верховная Рада 229 голосами приняла закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции». Официальными авторами законопроекта были нардеп от БПП Сергей Лещенко, вице-спикер Рады Андрей Парубий и член фракции «Самопомич» Егор Соболев, а его фактическими адвокатами – бюрократические структуры Евросоюза.

Закон, рассмотрение которого сопровождалось громкой пиар-кампанией, пресс-конференциями и «круглыми столами», где документ называли «революционным», предусматривал право на финансирование из средств государственного бюджета партий, которые на парламентских выборах 2014 года преодолели 5%-й барьер и прошли в Раду, и частичное возмещение расходов партий на предвыборную агитацию на парламентских выборах.

Согласно закону, с третьего квартала 2016 года введено государственное финансирование уставной деятельности партий, пропорциональное уровню полученной ими поддержки на последних выборах. Размер финансирования зависит от явки избирателей и от количества голосов. Есть доплаты за гендерные квоты в партийных списках. Один голос избирателя оценивается в 2% от прожиточного минимума. Полученные деньги партии могут расходовать на любые цели, прямо не связанные с выборами. Например, на рекламу в СМИ.

В 2019 году, по данным Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (именно НАПК принимает решение о предоставлении партиям госфинансирования), на финансирование 5 парламентских партий из государственного бюджета выделено 565 млн 680,5 тыс. грн.

По итогам внеочередных выборов в Верховную Раду 2019 года НАПК приняло решение о предоставлении государственного финансирования уставной деятельности 11 партиям – не только победителям («Слуга народа», которая должна получить за 5 лет больше всего, более 2,685 млрд грн, «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Всеукраинское объединение «Батькивщина», «Европейская солидарность», «Голос»), но и силам, которые остались вне Рады, но получили не менее 2% голосов. Это «Радикальная партия Олега Ляшко», «Сила и честь», «Оппозиционный блок», «Украинская стратегия Гройсмана», «Партия Шария» и «Всеукраинское объединение «Свобода». Все они получат право на средства из государственного бюджета со следующего дня после открытия первого заседания новой Верховной Рады, но по факту деньги начнут поступать с января 2020 года – до следующих парламентских выборов.

Среди задач госфинансирования партий было уменьшение их финансовой зависимости от олигархов. Выполнено ли это задание на третьем году действия документа? Политические реалии демонстрируют обратное. Следует признать правоту автора петиции на сайте президента в том, что «история с финансированием политических партий еще раз продемонстрировала фантастическую пропасть между европейскими стандартами и украинской практикой».

Николай Томенко сообщил, что из 1,5 млрд грн, которые заплатили за более чем два года финансирования политическим партиям предыдущего созыва Верховной Рады, более 70% было направлено этими партиями на политическую рекламу на телеканалах, которые принадлежат олигархам.

То есть деньгами налогоплательщиков финансируются медийные олигархические проекты, которые, в свою очередь, формируют для украинцев ту реальность, которая нужна и выгодна «денежным мешкам» – и эта ситуация способствует приходу к власти их карманных партий. Такой вот замкнутый круг: хотели по-европейски, а получилось типично для постсоветской страны. Норма о госфинансировании не смогла сломать олигархическую систему, на которую опирается отечественная политическая система. Государство, по большому счету, напрасно тратит миллиарды гривен.

Сам по себе факт того, что деньги украинцев через бюджет получают такие политсилы, как партия скандального блогера Анатолия Шария, создает почву для сомнений в соответствии заложенных в этом законе европейских практик отечественным реалиям.

Означает ли это, что отменят госфинансирование? Почти наверняка – нет. Ведь в свое время упомянутый закон был принят в рамках выполнения рекомендаций европейских институтов для получения Украиной безвизового режима с Евросоюзом. И попытка Киева отказаться от взятых на себя предшественниками нынешней власти обязательств будет холодно встречена Брюсселем. Поэтому, несмотря на недовольство активной части граждан, финансировать упомянутую одиннадцатку политсил придется всем нам. Хотя бы потому, что закон обратной силы не имеет.

Другое дело, что монополия «Слуги народа» в новой Раде дает возможность Банковой принимать любые выгодные ей решения. В этом контексте открывается возможность внести коррективы в закон о госфинансировании партий. Например, усилить механизмы контроля над использованием бюджетных средств. Ограничить или запретить политическую рекламу на наружных носителях и в СМИ, прежде всего – на телевидении.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим