четвер, 7 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Дрон на двоих: Каким будет украинско-турецкий ударный беспилотник Поездка нового президента «на смотрины» в Турцию кроме сопровождавших скандалов закончилась и вполне реальным результатом

Пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны Украины заявила о создании Государственной компанией «Укрспецэкспорт» и турецкой компанией «Baykar Defence» совместного предприятия для серийного производства новых образцов современного вооружения.

Интересно, что первым заявленным проектом стала разработка беспилотного летательного аппарата нового поколения. Понятно, что никаких деталей на сегодняшний день нет, поэтому мы можем только предположить, что именно из отечественных наработок заинтересовало турецких партнеров.

Ведь развитие турецкого военно-промышленного комплекса идет по довольно понятной схеме – кроме закупки за рубежом современных образцов боевой техники, Анкара в обязательном порядке покупает технологии и локализует производство хотя бы части деталей и агрегатов у себя. Так было с программой производства истребителей пятого поколения F-35, именно по такой схеме они работают с Российской Федерацией в плане покупки ЗРК С-400 «Триумф». Причем только Москва согласилась на такие условия – ни США, ни Франция, ни Китай на это не пошли.

И если речь уже пошла о совместном производстве беспилотников. То вариантов полноценного сотрудничества на самом деле не так много. Прежде всего, турецкую сторону интересует разведывательно-ударный комплекс стратегического назначения. По типу американского «Предатора» или китайского Wing Loong. Однако по вполне очевидным причинам ни США, ни Китай не пойдут на их условия.

И тут остается еще один вариант – Украина, которая имеет хоть и скромный, но опыт в проектировании самолетов и чисто теоретически беспилотников. Речь идет, прежде всего, от конструкторском бюро «Антонова». И его проект беспилотника «Горлица», который анонсирован прежде всего, как ударный.

Интересно, что эта 14-метровая многотонная машина станет первой для конструкторов, которые имеют опыт в создании военно-транспортных самолетов. Однако, как заверяет генеральный конструктор «Антонова», «опыт и знания у нас есть». Причем ссылаются на то, что проектные работы над беспилотниками АНТК вел еще во времена СССР.

Однако денег у «антоновцев» довести проект хотя бы до прототипа нет, а наши военные не имеют такой практики вкладывать деньги на уровне проекта (ну если это только не связано с ракетными технологиями). Поэтому, как минимум, четыре года проект находится в подвешенном состоянии. С одной стороны – поддержка отечественного производителя – это крайне нужное дело, но с другой – ударные беспилотники нужны уже сегодня, так как идет война.

Поэтому, кстати, и Украина вынуждена покупать как польские одноразовые Warmate, так и турецкие Bayraktar TB2. Причем интересно отметить, что еще на этапе получение первых турецких аппаратов были сообщения о локализации производства в Украине. То есть налаживание крупносерийной сборки Bayraktar TB2 на мощностях АНТК «Антонов», а также вооружение отечественными образцами противотанковой ракеты и корректируемой бомбы. Прописано ли это в соглашении пока непонятно.

И если уже речь зашла о беспилотниках, причем стратегического значения, то чисто теоретически для Турции может быть интересна и еще одна наша наработка в этом направлении. Речь идет о экономичном и небольшом двигателе для ударного дрона. И такой есть в ассортименте продукции запорожского «Мотор-Сич». Это двигатель МС-400, специально созданный для беспилотных летательных аппаратов.

Согласно данным от производителя, двигатель имеет высокую надежность и топливную экономичность, низкую удельную массу и расход топлива, длительный срок хранения и эксплуатации в составе объекта при минимальном объеме работ по техническому обслуживанию. Важным элементом является надежный быстрый запуск в широком диапазоне внешних условий эксплуатации, устойчивость к неравномерности воздушного потока на входе в двигатель, способность самопроизвольно выходить из помпажа.

Двигатель вызвал большой интерес в мире. В свое время его активно покупали Китай, Беларусь, другие страны. При этом полную картину привести невозможно, так как эти данные засекречены, но известно, что сейчас такие двигатели активно покупает Израиль для своих разработок.

Собственно, двигатель МС-400 стал основой минимум для трех известных проектов крылатых ракет. Так, в начале «нулевых» Пакистан разработал крылатую ракету Babur, на основе американских крылатых ракет RGM-109 Tomahawk Вlock 3 с использованием украинского двигателя.

В связи с высокой степенью секретности ракетных разработок в Пакистане, официального подтверждения поставок ракетных двигателей из Украины не было. Однако тогда наблюдатели высказывали мнение, что двигатели могли поставляться через Китай, который уже продолжительное время сотрудничает как с Пакистаном, так и с Украиной.

Этот же двигатель уже используется в китайской ракете DF-10 (экспортное обозначениеCJ-10) и белорусском проекте «Аист». И если китайские ракеты запущены в серийное производство и ныне массово поступают на вооружение армии, то о белорусском проекте актуальной информации нет.

В целом можно говорить о том, что любое сотрудничество с получением зарубежных технологий является крайне полезным для нашего военно-промышленного комплекса. Ведь технологическое отставание является основным тормозом для разворачивания серийного производства тех или иных весьма перспективных образцов вооружений, которые, как правило, существуют только в одном экземпляре.


Михаил Жирохов / Деловая столица
Поділіться цим