п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Конец первой четверти: Как Лукашенко удалось стать неуязвимым Исполнилось 25 лет, как у власти в Беларуси находится Александр Лукашенко. Живой пример того, что на популизме и разногласиях между Востоком и Западом можно продержаться сколь угодно долго

10 июля 1994 г. Лукашенко был впервые избран главой государства. Можно сказать, что это были последние честные выборы в истории страны. Следующие пять выборов президента проходили по сталинскому принципу «не важно как голосуют – важно как считают». А уличные протесты против фальсификаций жестоко подавлялись. 10 кандидатов в президенты, семь из которых отправлены за решетку прямо в день выборов? Это про Беларусь (выборы-2010).

Благодаря харизме, популизму и сильным ораторским способностям Лукашенко смог завоевать популярность в народе – в то время у постсоветских граждан еще не было иммунитета к популизму в чистом виде. Успех ему принесло и то, что в Беларуси он возглавил парламентскую комиссию по борьбе с коррупцией и стал выступать с громкими разоблачениями властной элиты. Правда, это были разоблачения уровня «украл ведро гвоздей для дачи» (реальная история). Но главное – Лукашенко много и громко говорил о том, что распад СССР был ошибкой, и он вернет белорусов в славное советское прошлое. Белорусы поверили…

Феномен Лукашенко стал «зеркалом кризисного сознания» тогдашнего белорусского общества. «Массовая растерянность и дезориентация создают благоприятную атмосферу для пропаганды очередного исторического чуда, веры в простые решения», – отмечал в 1996 г. вестник «Проблемы формирования гражданского общества в Беларуси».

Бывший учитель истории, лектор общества «Знание» и директор совхоза, усатый мужчина в кургузом пиджачке с сиплым голосом и нелепой залысиной, он казался персонажем столь же нелепых советских комедий и политиком без будущего. Но неожиданно он стал совершенно несменяемым руководителем, а со временем – превратился в одного из самых опытных политических игроков, который заставил считаться с собой как Запад, так и Россию.

«Никто не может сказать, что Лукашенко обладает умом или образованием. Его высказывания о том, что Василь Быков писал стихи, а Франциск Скарына – жил в Питере, остаются для белорусов поводом для злой иронии. Но у Лукашенко есть очень сильная черта: просто животный, волчий инстинкт власти, – как-то говорил автору этих строк белорусский политик Александр Милинкевич (кандидат в президенты в 2006 г., тоже побывал за решеткой). – И предвидение, тонкое умение балансировать между различными интересами. Именно поэтому и Россия ему бесконечно дает деньги, и Китай, и Запад, а он в ответ рассказывает сказки про славянское братство (Москве), «мост на Запад» (Пекину) и сохранении стабильности в регионе (Брюсселю и Вашингтону)».

Все эти годы Лукашенко руководит страной в образе простого человека: по его словам, он «как был крестьянином, так им и остался». При этом он не скрывает своей склонности добиваться власти любой ценой: в 1999-2000 гг. неугодные политики и журналисты в Беларуси просто исчезали или странным образом умирали, тогда же он прославился выражением: «Куда вы денетесь, все равно меня изберете».

Не скрывает своего восхищения Гитлером: «В свое время Германия была поднята из руин, благодаря очень жесткой власти известным Адольфом Гитлером… Не все только плохое было связано в Германии с известным Адольфом Гитлером. Немецкий порядок формировался веками, при Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента… Гитлер сформировал мощную Германию благодаря сильной президентской власти… Германия поднялась благодаря сильной власти, благодаря тому, что вся нация сумела консолидироваться и объединиться вокруг сильного лидера… Глава государства – президент, его авторитет, его ведущая роль выходят на этом этапе на первое место». Самое милое – это было сказано в интервью немецкой газете «Handelsblatt».

И все 25 лет Лукашенко строил в подведомственной ему стране квазисоциализм с тотальным государственным контролем, зажатым в углу в неудобной позе частным бизнесом и полностью «выжженым» политическим полем. В стране так и не прошла приватизация: 85% промышленности остаются в руках государства и глубоко убыточны.

Сохранены колхозы и совхозы, плановое хозяйство и указания местных исполкомов – что сеять, кому и по какой цене продавать, кому выделять ГСМ и удобрения по льготной цене.

Очень слабо развит частный бизнес: Лукашенко публично называет предпринимателей «вшивые блохи» и «эти жулики», а тюрьмы забиты директорами частных фирм, допустившими минимальную ошибку в бухгалтерских документах или просто отказавшимися «кормить» силовиков.

В результате, по оценкам МВФ, общая убыточность «уникальной белорусской модели хозяйствования» – $10 млрд в год, которые покрываются дотациями из РФ (прежде всего – поставками углеводородов по заниженным ценам).

В 1996 г. Лукашенко стал активно двигаться в сторону интеграции с Россией, подписав с тогдашним президентом Борисом Ельциным договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Через год был подготовлен документ о создании таможенного союза и единого валютного пространства. В 1999-м – подписан договор о создании единого «Союзного государства». Впрочем, после прихода к власти Владимира Путина «Бацька» попрощался с планами обосноваться на кремлевском троне.

После чего стал «динамить» интеграционные договоренности с РФ. Правда, не настолько открыто, чтобы Кремль прекратил субсидирование – то есть все эти годы звучали и разговоры и о славянском братстве, и о противостоянии НАТО, и о величайшей трагедии – распаде СССР… только реального объединения с Россией так и не вышло.

Лукашенко властью не поступится, так что союз России и Беларуси в большей степени существует на бумаге. Самому же Лукашенко удалось создать собственный мирок, в котором причудливым образом сплелись остатки советского социального государства, авторитарного госкапитализма и вождизма, который слишком часто приобретает карикатурные оттенки.

Для приезжающих в Беларусь она выглядит страной, полной контрастов: здесь ровные дороги и вежливые милиционеры, радушные и открытые люди, которые, однако, никогда не рискнут обсуждать с приезжим и вслух политические вопросы. Неплохая медицина и соцзащита, огромные налоговые льготы для IT-компаний, сотрудничающих с государством.

Здесь же – сохраненная и активно применяемая смертная казнь, сохраненный КГБ советского образца с культом Дзержинского, 16 различных спецслужб, суды, которые наказывают глухонемого за «выкрикивание антипрезидентских лозунгов» и однорукого за «аплодирование в общественном месте» (реальные случаи, 2011). И опять же суды, выносящие 0,2% оправдательных приговоров.

Это 17 президентских резиденций по всей стране и сбор средств всем миром на детскую больницу, когда рядом местные власти строят триумфальную арку в честь союза с РФ и туалет за $1 млн (Гомель, 2018). Это цензурируемый интернет, и полное отсутствие негосударственных теле- и радиостанций общественно-политической тематики. Это субботники, на которые власти выгоняют даже сотрудников частных фирм, это обязательная ведомственная подписка работников на газету «Советская Белоруссия» (недавно переименовали в «СБ. Беларусь сегодня»), это обязательный замдиректора по идеологии на каждом предприятии.

Пока же главное, что личным примером доказал Лукашенко, – то, что коррупция непобедима. Белорусский «Бацька» борется с ней уже 25 лет, каждую новую избирательную кампанию проводит под лозунгами «усиления борьбы с коррупцией», его высказывания «жэстачайшэ» и «головы пооткручиваю» давно вошли в лексикон белорусов – а воз и ныне там. Сам Лукашенко – тоже: в стране уже обзавелись собственными детьми люди, которые разных президентов видели только по телевизору и на долларовых купюрах.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим