п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Вслед за Порошенко: Как Кремль будет расхваливать встречу Путина с Трампом Теперь Москва может «крутить» тему встречи с президентом США по своему усмотрению – вплоть до шантажа срывом первого контакта

Первым официально признав, что встреча президентов Дональда Трампа и Владимира Путина на полях саммита G20 в Гамбурге таки состоится, Белый дом сделал Кремлю немалую услугу, – пишет Алексей Кафтан для Деловой столицы. – Вчерашнее заявление советника по национальной безопасности Герберта Макмастера на этот счет не только положило конец интриге, но и позволило Москве сохранить лицо. Как минимум, во внутреннем информпространстве.

Справедливости ради надо признать, что подогревание ожиданий общественности событием, которого власти не могут гарантировать, не лучшим образом сказывается на их имидже, даже если это событие случается. У Киева довольно долгая история подобных проколов, и недавний визит в Овальный кабинет Петра Порошенко – весьма наглядная ее иллюстрация (эпопею с ЗСТ и безвизом можно не вспоминать).

Информационный фон вокруг предстоящей встречи создавал впечатление дуэли нервов между Вашингтоном и Москвой еще с февраля. Последний раунд, начавшийся две недели назад, дает, впрочем, достаточно полное представление обо всей истории. Комментируя визит Порошенко в Белый дом, путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не собираются «устраивать гонки» за встречу с Трампом. На минувшей неделе, по словам пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера, вопрос оставался не согласованным. Песков, в свою очередь, вообще заявил, что никакой подготовки встречи не ведется, хоть и оговорился, дескать, при желании все можно согласовать без проблем.

Макмастер же фактически признал: Белый дом не менее Кремля заинтересован во встрече. Это, разумеется, не секрет – но главное здесь именно в официальности этого признания. Москва отреагировала сразу. Песков процитировал сказанное им же еще в феврале: «Так или иначе на полях (G20) встретятся. Мы уже об этом говорили». Что, в общем, должно выражать уверенность, что все идет по плану – российскому плану.

И с этим связан второй принципиальный нюанс – заявление Макмастера выглядит как уступка инициативы: теперь Москва может «крутить» тему по своему усмотрению – вплоть до шантажа срывом первого контакта (по крайней мере, в теории) в случае, если что-то пойдет не так. Это маловероятно, но не невозможно: в преддверии встречи американский истеблишмент настойчиво стремится удержать своего президента в узде.

В тот же день, когда Макмастер анонсировал встречу, Сенат США обошел процедурные проблемы, блокировавшие рассмотрение Конгрессом законопроекта, который упорядочивает и расширяет санкции против России, а также выводит вопрос их отмены из компетенции президента. Лидер демократов в Сенате Чак Шумер обратился к коллегам в Конгрессе с призывом немедленно (то есть, до того, как состоится встреча) проголосовать за принятие закона. Что, в общем, несложно, учитывая межпартийный консенсус по этому вопросу. Но подобный ход серьезно сузит Трампу поле для маневров.

Это, собственно, и является целью американского глубокого государства: исключить любую возможность спонтанности, обнеся красными флажками обоих – и американского президента, и российского. Первый слишком часто и слишком красноречиво выражал намерение улучшить отношения с Россией – и не похоже, что отказался от него даже на фоне расследования ФБР связей своего окружения с Кремлем в контексте вмешательства последнего в избирательный процесс. Что до второго – все, в общем, очевидно. И даже если не вспоминать о том, что все 17 американских разведывательных служб едины во мнении относительно заказчиков этих кибератак, прямых угроз которые действия Москвы представляют американским интересам хватает по всему миру. Так что агрессор не должен получить столь желанные договорняк и размен. Ту самую «большую сделку», о которой так любит разглагольствовать Трамп.

Неслучайно Макмастер обошелся минимумом информации. Собственно, кроме того, что встреча состоится, он не сказал ровным счетом ничего. «Конкретной повестки дня нет, – заявил он. – На самом деле это будет то, о чем президент хочет поговорить».

Проблема в том, что у Путина она, по всей видимости, будет. Как минимум, ему нужен разговор на равных. И желательно – об общих проблемах, а не о том, кто их создает. Импровизации же Трампа в стремлении произвести первое благоприятное впечатление могут выйти боком. Поэтому и политическая, и бюрократическая машины сейчас работают над минимизацией возможных рисков. В частности, делая встречу, насколько возможно, малозначительной и малообязывающей – практически на бегу и, вероятно, без излишней конфиденциальности. В общем-то, ввиду того, что спецпрокурор Роберт Мюллер еще не завершил следствие, в таком формате должен быть заинтересован и сам Трамп, сколь бы симпатичен ему ни был Путин и как бы он ни рвался отстаивать перед законодателями право на собственные решения.

Так что с большой долей вероятности эта встреча разочарует и американских «ястребов» (а также тех, кто рассчитывает на поддержку США), и российских «голубей» (по сути – тех же «ястребов», только несколько оголодавших). Трамп не станет отчитывать Путина, Путин не станет капитулировать перед Трампом. Будет светская беседа, а нехватку драматизма в ней компенсирует ряд тщательно срежиссированных неловких моментов. Их-то пиарщики и преподнесут как великие победы. В этом встреча Трамп-Путин станет копией встречи Трамп-Порошенко. И это, пожалуй, единственное оправдание бредового аргумента Банковой. Того самого, которое стало практически мемом – «зато раньше Путина».



Поділіться цим