четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Самая главная могила: Зачем украинцам искать останки Богдана Хмельницкого Уничтожение могил украинских гетманов выглядит не такой уж случайностью. Складывается впечатление, что это делалось целенаправленно и планомерно

Могилы вождей всегда играли важную роль для народов. Под «вождями» подразумеваются цари, императоры, князья, духовные лидеры и т.д. Яркий пример – знаменитые пирамиды. Историки давно опровергли миф, что их строили несчастные рабы. На самом деле добровольно и с энтузиазмом там «пахали» свободные граждане – это было важно в первую очередь для самих египтян.

Другой красноречивый пример – война персов против скифов, подробно описанная Геродотом. Напомним – царь Дарий вторгся в Скифию (степи современной Украины) и долго пытался навязать местным бой. Те же на него просто не обращали внимания, и ему стало обидно. Взбешенный таким отношением, покоритель половины мира написал царю скифов гневное письмо, обвинив того в трусости.

Царь скифов Иданфирс ответил так:

«Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время [просто кочую]. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой – это я также объясню. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет…».

Естественно, в письме речь шла не о могилах рядовых скифов, которыми буквально усеяны степи. Их-то и искать особо не надо. Речь шла о гробницах вождей и царей.

Могилы вождей были, да и сегодня остаются связующей нитью между поколениями и напоминанием о славной истории. Они, собственно, и есть та пресловутая «скрепа». Здесь – без иронии. Мавзолей Ленина из той же серии. В позднесоветские времена всех старшеклассников-«националов» (за исключением разве жителей самих глухих аулов) в обязательном порядке возили на экскурсию в Москву. Главным элементом последней было посещение Мавзолея. Такой себе своеобразный обряд инициации «советского человека».

И последний пример.

День рождения и смерти Тараса Шевченко в СССР являлся «канонической» памятной датой – с возложением цветов, декламацией стихов, плясками самодеятельности и хоровым исполнением «Заповiта». А вот 22 мая – день, когда тело Поэта и Пророка легло в украинскую землю, было табуированным. В Москве люто ненавидели дату, когда у украинцев появилась своя Самая Главная Могила, и всячески пыталась вытравить этот день с народной памяти…

В этом ключе уничтожение могил наших гетманов выглядит не такой уж случайностью. Складывается впечатление, что это делалось целенаправленно и планомерно, чтобы лишить покоренный народ исторической памяти и связи с прошлым.

Сегодня достоверно известно только одно гетманское погребение – могила Петра Дорошенко, да и то не факт, что там уже не «пустышка».

В 1676 г. Петро Дорошенко отрекся от булавы, и вскоре его вывезли в Москву как почетного пленника. В течение нескольких лет экс-гетман даже был воеводой в Вятке. Позже, с 1682 г. и до самой смерти в 1698 г., он безвыездно жил в Ярополче (ныне Ярополец Волоколамского р-на Московской обл.), где царь ему даровал большое имение.

Петра Дорошенко похоронили под правым клиросом деревянной церкви Параскевы, накрыв могилу плитой с надписью: «Лѣта 7206 ноября в 9-й день преставился рабъ Божій гетманъ войска запорожского Петръ Дорофеевичъ Дорошенко, а поживе отъ рождества своего 71 годъ положенъ бысть на семъ мѣсте».

В середине ХVIII в. храм за ветхостью разобрали, а над могилой Дорошенко соорудили деревянное перекрытие на каменных столбах. Рисунок этого сооружения сохранился в «Истории Малороссии» Дмитрия Бантыш-Каменского. Несмотря на то что Яропольцем владели потомки гетмана, к тому времени могила была заброшена, а все вокруг поросло сорняками (это хорошо видно на рисунке).

Праправнучкой Дорошенка была Наталья Гончарова, жена Александра Пушкина, проведшая в Яропольце все свое детство. Узнав семейную историю жены, поэт был восхищен героической биографией гетмана. С его подачи Иван Гончаров в 1833 г. построил над могилой часовню-усыпальницу.

Зимой 1887 г. некие злоумышленники, соблазненные слухами, что Дорошенко похоронили со всеми регалиями – золотой булавой, усыпанной бриллиантами шапкой и дорогим оружием, попытались раскопать могилу, но их спугнули. Жадные российские чиновники, затеявшие по этому поводу следствие, очевидно, тоже решили проверить эту легенду и уже сами вскрыли могилу украинского гетмана.

Местный житель В. Краснов в «Киевской старине» (№ 7-8. 1900 г.) вспоминал об этом так:

«Когда производилось слѣдствіе, то кости гетмана были извлечены изъ могилы и выложены на камнѣ, и я отчетливо помню лязгъ и стукъ желѣзнаго лома о склепъ и какую-то металлическую плиту, и хрустѣнье костей, когда ихъ веревками извлекали изъ земли, …и кости потомъ (кстати сказать, хорошо сохранившіяся и богатырскихъ размѣровъ), съ черепомъ вмѣстѣ, лежали мѣсяца два непреданиыми землѣ на верху [могильного] камня, наводя страхъ на насъ, дѣтей…»

О том были ли потом эти кости перезахоронены, а если да, то где, Краснов не упоминает. То есть даже в этом случае не факт, что прах знаменитого гетмана остался в могиле.

В 1953 г. местный колхоз разобрал часовенку на стройматериалы. Могилу, правда не уничтожили – за ней несколько десятилетий ухаживала местный краевед Антонина Кожемяко. В 1999 г. при содействии благотворительных фондов по старым фотографиям восстановили часовню.

Могилы остальных гетманов забыты или уничтожены. Об этом в «Гайдамаках» с болью писал Тарас Шевченко:

Згадайте праведних гетьманiв:

Де їх могили? де лежить

Останок славного Богдана?

Де Остряницина стоїть

Хоч би убогая могила?

Де Наливайкова? нема!

Живого й мертвого спалили.

Рассказать об могилах всех гетманов в рамках одной публикации – невозможно. Остановимся на самых знаковых носителях булавы.

Петр Конашевич-Сагайдачный – едва ли не самый знаменитый гетман, чье имя стоит в одном ряду с Богдановым. Он умер 10 апреля (20 апреля) 1622 в результате осложнений огнестрельного ранения руки, полученного во время битвы под Хотином. Правда, в народных преданиях говорится об отравленной татарской стреле. За пять дней до смерти Сагайдачный составил завещание, по которому передал свое состояние на просветительские, благотворительные и религиозные нужды, в частности, Киевскому братству и Львовской братской школе, чтобы на доходы от этого могли учиться бедные дети.

Похоронили славного гетмана в воскресенье 28 апреля. Это было едва ли не самое пышное погребение из тех, что видел Киев в XVII в. Сагайдачного в последний путь провожали боевые побратимы, высшее духовенство и едва ли не весь город.

Гетмана похоронили в Богоявленском соборе Киевского Братского монастыря, который в дальнейшем еще долго называли «монастырем Сагайдачного».

В конце XVII в. во время реконструкции Богоявленской церкви могилу перенесли под южную стену собора. В 1935 г. коммунисты уничтожили храм. Где могила Сагайдачного, и уцелела ли она вообще – неизвестно. Сегодня на территории Киево-Могилянской академии можно увидеть только символическую могилу-кенотаф.

Неизвестна и могила Ивана Мазепы, умершего 21 сентября (2 октября) 1709 г. в Бендерах. Сначала его похоронили в соседнем с Бендерами селе Варница, где стояло лагерем войско шведского короля Карла ХII. Но соратники Ивана Степановича это место сочли недостойным такого великого человека

В грамоте под названием «Покорный маестат запорожского войска к Св. Королевскому маестату Швеции», в частности, сказано: «Скорбим над бесславными похоронами ясновельможного гетмана Мазепы, дорогие тленные останки которого, чья геройская душа наполнила весь мир славными поступками, приняла бренная земля этого простого села. Поэтому запорожское Войско обращается к св. Королевскому маестату с просьбой о возможности похоронить тленные останки гетмана более торжественно в более славном городе, в частности в Яссах».

Правда, вскоре от этой идеи пришлось отказаться. Молдавский господарь Димитрий III Кантемир начал активно крутить шашни с Петром I, и казаки небезосновательно заподозрили, что тот может отдать останки гетмана царю на поругание.

Петр Алексеевич, заметим, любил надругаться над прахом своих врагов, даже давно умерших. Например, широко известен факт, как в 1697 г. царь распорядился достать из могилы гроб умершего еще в 1685 г. воеводы Ивана Милославского и приказал его возить улицами на санях запряженными свиньями в сопровождении переодетых чертями шутов и скоморохов.

Для перезахоронения Мазепы избрали монастырь св. Георгия в городе Галаце, подчиненного церкви Гроба Господнего во главе с Иерусалимским патриархом. Сюда не могли дотянуться руки московского царя.

Московиты не дотянулись, а вот турки – еще как. Янычары, ворвавшиеся в 1711 г. в монастырь, почему-то решили, что тело гетмана захоронено вместе с драгоценными регалиями. Кое какие драгоценности в гробу они нашли, но это были сущие мелочи.

Если верить молдавскому хронисту Миколаэ Костине, разозленные турки выбросили кости Мазепы на берег Дуная. Этот факт подтверждает также иезуит Францишек Госцецкий, находившийся в то время в Галаце.

Узнав о таком кощунстве, казаки, находившиеся в это время в городе, опять поместили останки в гроб, который вернули в тот же склеп. Племянник гетмана Андрей Войнаровский договорился с монахами, что те будут ухаживать за могилой и передал монастырю 1000 талеров (очень значительную для того времени сумму).

Минуло более столетия. О щедром пожертвовании, как и о том, кто лежит в могиле, в монастыре успешно забыли, тем более что вмурованная в пол надгробная плита лежала просто посреди церкви, а надписи давно были стерты ногами.

В 1835 г., готовя место для погребения некоего боярина Дмитрия Дирекчи-Паши, монахи случайно натолкнулись на свод старой гробницы. Находка их порадовала – теперь не придется заморачиваться со строительством нового склепа. Не мудрствуя лукаво, братия отодвинули старую домовину в угол, а на ее место поставили гроб боярина.

Но на этом злоключения останков не кончились. Вскоре вышло распоряжение очистить храм от погребений. Родственники «вселенца» перезахоронили боярина уже возле церкви. В ту же могилу они поставили и гроб Мазепы.

В 1950-е годы по распоряжению коммунистических властей монастырь снесли подчистую. Сегодня на его месте только холм. Не исключено, что в этом случае Бухарест выполнил прямое указание Кремля и главной целью здесь была не обитель, а могила ненавистного Москве гетмана.

Гетман Богдан Хмельницкий после продолжительной болезни умер в Чигирине 27 июля 1657 г. Не исключено, что ему помогли спецы Тайного приказа – в последние годы гетман начал уж очень явно отдаляться от Москвы. Похоронили его спустя месяц – 25 августа в Суботове в Ильинской церкви рядом с телом его сына Тимоша.

История погребения великого гетмана даже более детективна, чем в случае с Мазепой.

Считается, что погребение гетмана уничтожили жовнеры Стефана Чарнецкого, в 1664 г. захватившего Суботов. Со своей стороны Михаил Грушевский считал, что в Ильинской церкви похоронили совершенно постороннего человека, а вот гетман упокоился в семейном склепе в Михайловской церкви. Последняя не сохранилась – после революции ее превратили в клуб, а перед самой войной – разрушили.

Существует версия, что после того, как поляки Чарнецкого ушли, жителям Суботова удалось собрать основную массу разбросанных визитерами гетманских костей. После чего останки похоронили во дворе Ильинского храма.

Местные легенды утверждают, что самые верные казаки после официальных похорон выкрали со склепа тело Богдана и перезахоронили в неком тайном месте. Версия вполне реальная. Многие тогда понимали, что после смерти гетмана может начаться хаос и что у покойного достаточно врагов, жаждущих поквитаться, пусть даже с мертвым.

В 1921 г. могилу Богдана искала экспедиция Украинской академии наук, возглавляемая профессором Игнатом Стелецким. Несмотря на летописные сведения о захоронении гетмана именно внутри храма, проф. Стелецкий провел раскопки возле одного из каменных крестов в его дворе. В результате он обнаружил скелет молодого человека, а также – на боковой стенке раскопа, отдельно от основного захоронения – берцовую кость и фалангу пальца. Тогда историки решили, что это кости из выброшенных из могилы в 1664 г. и позже перезахороненных казаками.

В 1969-1973 годах и Иллиинской церкви опять работали археологи, подробно изучившие алтарную часть храма и место предполагаемого захоронения гетмана, но гроба Хмельницкого они не обнаружили. Правда, в западной части раскопа было расчищено часть плиты или большого камня, возможно, ранее положенного над погребальной ямой. В восточной части на глубине 1,7 м у фундамента ученые нашли кусок обгоревшей дубовой доски, возможно, с деревянного гроба. Там же нашли небольшой лоскут почти истлевшие ткани, а в проломе фундамента – фрагмент человеческого ребра. На глубине 2 м были расчищены контуры, а затем и сама яма. Ее размеры свидетельствуют, что в ней находилось разграбленное захоронение. В фундаменте также нашли два пролома, через которые некогда проникли грабители и, вероятно, вынесли гроб.

Вблизи фундамента северной стены и у входа были также найдены три мужских захоронения в деревянных гробах, датируемых XVII в., но явно не гетманских.

Год назад общественная организация «Фонд Великий Льох» под патронатом Православной Церкви Украины инициировала масштабные поиски праха Богдана Хмельницкого. В состав экспедиции, начавшей свою работу в мае этого года, вошли авторитетные украинские ученые: археологи, геофизики и историки, а также известные независимые эксперты.

Результаты недавних исследований в Суботове ошеломили. На глубине более 2 м. ученые зафиксировали геофизическую аномалию, источником которой может быть большой подземный объект. Ее геометрия и размеры (длина 3 м, ширина 1,3 м) соответствуют объекту, похожему на склеп. Кроме того, ученые обнаружили и частично расчистили несколько подземных ходов, как минимум один из них ведет в направлении церкви и, не исключено, к гипотетическому склепу.

Находка склепа на такой необычной для подобных объектов глубине объясняет длительную, почти в месяц задержку между смертью и похоронами Богдана Хмельницкого. С большой долей вероятности можно предположить, что в это время готовили склеп поверх которого было организовано погребение-обманка, позже разоренное жовнерами Стефана Чарнецкого.

Подробнее с результатами исследований можно ознакомится на сайте «Великого льоху».

Теперь осталось выяснить, что это за аномалия, и если это действительно гетманский склеп, то сохранились ли там останки Богдана.

Если предположения ученых подтвердятся, это будет вторая из известных гетманских могил и первая такая на территории Украины. Но главное в другом – эта могила станет мощным связующим звеном между нами сегодняшними и нашими предками.


Дмитро Полюхович / Деловая столица
Поділіться цим