четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Призрак войны: Чем грозит миру и Украине «китайский ультиматум» Трампа Переговоры Китая и США по торговому миру оказались на грани срыва. На кону $500 млрд товарооборота

США могут все-таки поднять пошлины на китайскую продукцию. Это будет означать, что торговая война, почти начавшаяся год назад, но потом «замороженная», все-таки сотрясет мировую экономику.

Да очень просто – при помощи Twitter. Всего двумя сообщениями от своего имени Дональд Трамп обвалил индекс Шанхайской биржи Shanghai Composite на 5,7%, Shenzhen Composite – на 7%, индекс Гонконгской фондовой биржи – на 3%. Такое одномоментное падение стало крупнейшим с февраля 2016 г. В своих твитах Трамп пригрозил поднять с 10 мая пошлины на китайскую продукцию. «10% поднимутся до 25% в пятницу», – написал он.

Также Трамп сообщил, что повысит тарифы на китайские товары общей стоимостью $200 млрд и может в ближайшее время наложить пошлины на китайские товары стоимостью $325 млрд, которые в настоящее время ими не облагаются.

В предыдущем сообщении президент США объявил: «США в течение многих лет ежегодно теряли от $600 до $800 млрд на торговле. С Китаем мы теряем $500 млрд. Извините, мы больше не будем так делать!». Заявление Трампа – неожиданный поворот, который ставит под сомнение соглашение между двумя странами.

Это означает, что переговоры Китая и США по торговому миру оказались на грани срыва. Теперь Китай в ответ может отказаться от очередного раунда консультаций и принять контрмеры, что отразится на всей мировой экономике. Речь идет об 11-м раунде торгово-экономических консультаций между Пекином и Вашингтоном, который должен (был?) пройти 8 мая в американской столице.

Официальный представитель китайского МИДа Гэн Шуан заявил, что пока делегация Китая продолжает готовиться к поездке в США. Однако, по данным South China Morning Post, главный переговорщик от КНР вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ может приехать на консультации на несколько дней позже. Некоторые источники издания полагают, что поездка Лю Хэ может и вовсе быть отменена. Китай традиционно старается не вести переговоры, находясь под давлением. Однако Дональд Трамп по-другому не умеет, а договариваться надо.

Ранее в Вашингтоне заявляли, что торговые переговоры с КНР выходят на финишную прямую. О «большом прогрессе» говорил главный переговорщик от США – американский министр финансов Стивен Мнучин. The Financial Times отмечала, что Трамп смягчил позицию на торговых переговорах с Китаем ради заключения сделки. Теперь, получается, что-то пошло не так. Вот только пока никто (даже источники Bloomberg) не может сказать, что именно «не так».

Пока на фоне неопределенности вокруг торгового противостояния двух крупнейших экономик мира пошли вниз не только китайские фондовые индексы, но и цены на нефть, и акции американских производителей. Brent просела уже до $70,38 за баррель, ведущие американские индексы снижаются скромнее: Dow Jones за сутки потерял 0,25%, NASDAQ – 0,5%. Эксперты единодушны: в случае нового витка торговой войны нефть может упасть до $64 за баррель, а рост мирового ВВП существенно замедлятся.

Новейшая история противоречий

Напомним, что торговая война между США и Китаем началась в прошлом году на фоне дефицита американского торгового баланса. Также, уже по привычке, Трамп обвинил КНР в краже интеллектуальной собственности США. Результатом обмена упреками и обвинениями стало повышение ввозных пошлин сначала с американской, а затем и с китайской стороны.

В конце августа 2018-го вступили в действие американские пошлины на китайские товары на сумму $16 млрд с тарифной ставкой 25%. Китай ответил США аналогичными мерами. В сентябре США ввели новые торговые пошлины. Тарифная ставка тогда составила 10% на китайские товары стоимостью $200 млрд. Китай в ответ обложил пошлинами в размере от 5% до 10% товары из США на сумму $60 млрд. Торговля стала невыгодной, китайские компании в США начали нести большие убытки – как и американские в Китае.

В начале декабря Дональд Трамп и глава КНР Си Цзиньпин на встрече в Аргентине на саммите G20 договорились за 90 дней заключить новое торговое соглашение. Тогда американский президент согласился с 1 января не повышать тарифы с 10% до 25% на китайскую продукцию, как планировал ранее. 1 марта истекло отведенное на заключение сделки время, но Трамп заверил, что готов не повышать пошлины, пока переговоры идут в верном направлении.

Известно, что Китай согласился понизить тарифы и другие ограничения на товары АПК, химическую, автомобильную и другую продукцию из США; американцы же приготовились отменить большинство или даже все санкции, которые были наложены на товары китайского производства в 2018 г.

Однако в преддверии очередного раунда консультаций Трамп неожиданно решил надавить на оппонентов. Возможно, это было чисто эмоциональное действие, без понимания того, что тактика давления на Китай обычно не срабатывает. Конечно, даже если переговоры 8 мая сорвутся, это совсем не означает, что США сразу введут анонсированные пошлины.

Однако неопределенность для мировой торговли не менее разрушительна. Особенно с учетом того, что на кону уже $500 млрд товарооборота, а это 2,8% от всего общемирового объема импорта. Найти альтернативные рынки сбыта в таком же объеме будет проблематично и американцам, и китайцам.

Тем временем глава МВФ Кристин Лагард предупредила, что торговый конфликт США и Китая угрожает мировой экономике. Но фонд продолжает надеяться, что эта угроза уменьшится, а стороны продвинутся к соглашению.

Миллиардер Уоррен Баффет также заявил, что потенциальная торговая война между США и Китаем негативно скажется на всем мировом бизнесе. Но сильнее всего пострадает Китай, так как многие западные компании уже сейчас задумываются о переносе своих производств из этой страны, чтобы из-за высоких пошлин на свою продукцию не потерять американский рынок. Так, неделю назад Джим Вебер, главный исполнительный директор Berkshire Brooks Running, заявил, что его компания приостанавливает производство обуви в Китае и переносит его во Вьетнам из-за проблем с тарифами. Продажи компании – $650 млн в год, 45% своих кроссовок она шьет в Китае. В случае ухода компании Китай потеряет 8 тыс. рабочих мест.

Почти неизбежный конфликт

Почему же США и Китай никак не могут договориться? Ведь из-за торговой войны в равной мере пострадают и китайские промышленники, и избиратели самого Трампа – преданные ему фермеры «аграрного пояса». Первые потеряют очень большую долю главного для себя рынка, вторые – возможность поставлять производимые в избытке сою и свинину на бездонный китайский рынок.

Пока все выглядит так, что Китай хотел бы все же избежать торговой войны: председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что страна готова увеличить закупки американской продукции и принять меры по защите интеллектуальной собственности (то есть пойти на уступки американцам). Однако, по данным The New York Times, американскую сторону не устраивает то, что китайские власти планируют обеспечить выполнение будущей сделки через указания отраслевым министерствам и отдельным государственным компаниям, а не с посредством фундаментальных законодательных изменений. В США полагают, что в таком случае на местах останется достаточно возможностей обходить условия соглашения.

С другой стороны, авторитарная модель управления Китаем работает так, что последнее слово во внешнеэкономических делах все равно принадлежит правительству в Пекине. Никогда еще в новейшей истории Китая собственные законы Поднебесной не мешали ее руководству проводить выгодную для страны политику. Так что тут мы, наверное, видим характерную для американской демократии веру в закон и недостаточное понимание того, как работает авторитарная система управления.

Впрочем, это «вечный спор» в отношениях США и Китая, который начался еще при Джордже Буше-младшем и благополучно длился все последующие каденции всех следующих американских президентов. Сейчас договоренностям по таможенным тарифам явно помешало что-то другое.

Что все это значит для Украины? С одной стороны, если торговая война действительно разразится, то китайское барахло на рынках, скорее всего, подешевеет. С другой – большинству украинских экспортеров (кроме аграрного сектора) станет тяжелее работать: китайские производители, вытесненные из Штатов, будут более ожесточенно конкурировать на всех других рынках. А уж демпинговать китайцы умеют… Тем более, что китайское правительство всегда готово им помочь через контролируемое ослабление юаня.

Есть, конечно, некая вероятность того, что в какие-то отдельные ниши американского рынка, освобожденные китайцами, вклинятся украинские производители. Но таких ниш не так много, да и логистика, в общем, не способствует – тут скорее латиноамериканцы выиграют. Остается рассчитывать, что верен прогноз Уоррена Баффета, и транснациональные корпорации начнут переносить свои производства из Китая в развивающиеся страны по всему миру. В этой ситуации Украина может выиграть – если продемонстрирует хоть какую-то политическую стабильность.

Совсем другое дело – если грядущая торговая война спровоцирует, наконец, давно ожидаемый многими экономистами коллапс «перегретой» китайской экономики. Для мира, конечно, это будет потрясением посильнее событий 2008-2009 гг., – но вот множество производителей во всех странах мира наверняка вздохнет куда свободнее. В Украине – в том числе.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим