субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Северный поток-2»: Как администрация Трампа помогла Кремлю Международная политика Вашингтона в исполнении Дональда Трампа и его подчиненных потерпела демонстративное фиаско

«Северный поток-2» не остановит уже ничто – даже санкции Вашингтона. Такое заявление сделал министр иностранных дел Германии Хайко Маас перед многочисленными журналистами на дискуссионном форуме информагентства dpa «Politik-Talk».

Свою позицию он аргументировал тем фактом, что «санкции США могут привести к выходу из него западных компаний, в том числе немецких концернов. Это, однако, не приведет к сворачиванию проекта. В таком случае Россия реализует его в одиночку, и тогда уже никто не будет иметь влияния на сохранение транзита газа через Украину».

Здесь немецкий политик, очевидно, немного слукавил. Его утверждение косвенным образом предусматривает, что, в случае участия немецких компаний в проекте, какое-то влияние у федерального правительства Германии на транзит газа через Украину сохранится. Что, на самом деле, не совсем так.

Во-первых, участники строительного консорциума никак не будут влиять на решения относительно того, какую именно трубу будет использовать «Газпром» для поставок газа в Европу. Нет у них такой компетенции – и все тут.

А, во-вторых, те же участники консорциума будут заинтересованы не в сохранении транзита через Украину, которая их интересует очень-очень опосредованно – а именно в наращивании транзита через «потоки». По той простой причине, что от этого будет зависеть возврат их инвестиции и их чистая прибыль. И если сейчас немецкое правительство не смогло порекомендовать немецким компаниям не участвовать в сомнительном проекте – то через несколько лет, когда они захотят вернуть деньги, вложенные в этот проект, вмешиваться в ситуацию, действуя против интересов национального бизнеса, германское правительство, конечно, также не будет.

Жесткое заявление обычно сдержанного Мааса было, очевидно, спровоцировано также достаточно резкими действиями посла США в Германии Ричарда Гренделла, который разослал немецким компаниям – участницам проекта письма с обещанием экстерриториальных санкций со стороны США. Событие вызвало нервную реакцию бизнеса – и демонстративное возмущение всех без исключения политических сил Германии.

Впрочем, все это не отменяет того факта, что «Северный поток-2» таки состоится. И это подчеркивает два знаковых момента.

Первый из которых сводится к тому, что международная политика Вашингтона в исполнении Дональда Трампа и его подчиненных потерпела демонстративное фиаско. Несмотря на заявления и угрозы Вашингтона, Путин таки достраивает свой «Северный поток-2». Конечно, можно предположить, что этот вопрос был не таким уж и важным для действующей президентской администрации. Но в таком случае Трамп вполне мог ограничиться «высказыванием озабоченности и сожаления» относительно недальновидных действий Берлина – на чем и умыть руки. Однако сейчас, после многочисленных острых споров и даже писем американского посла с угрозами немецким концернам, ситуация выглядит так, что США проиграли.

Можно встать на саммите НАТО и накричать на Меркель и всех остальных присутствующих. Можно пригрозить выводом войск США из Европы. Но если в Вашингтоне не могут заблокировать рядовой, в общем, экономический проект союзников, который вредит безопасности целого региона (ну и экономическим интересам США, которые хотели торговать сжиженным газом, также) – то похоже на то, что работа внешнеполитического ведомства США и президента страны оставляют желать лучшего.

Зато второй момент заключается в том, что Украина в течение года-двух встретится с достаточно серьезным экономическим вызовом. Будут ли потеряны 3% ВВП, как предсказывают чиновники «Нафтогаза», или, все-таки, чуть меньше – но потери будут существенными.

И надеяться на то, что «Газпром» «под давлением Берлина сохранит адекватный уровень транзита через Украину – наивно.

Если бы такие планы у российского газового монополиста были – то газпромовцы принимали бы участие в трехсторонних консультациях относительно транзита газа между Украиной, Россией и Евросоюзом, где и торговались бы об условиях. Зато в реальности видим совершенно иное – трехсторонние встречи методично срываются россиянами еще с лета прошлого года. Последний подобный срыв произошел не далее, как 15 января, когда российская делегация не прибыла на встречу без объяснения причин. Шансы на то, что до конца года никакое соглашение по транзиту подписано не будет, растут с каждой неделей. Завершится все это хаотическими переговорами в январе 2020, когда выяснится, что перекрыть «потоками» потребность ЕС в газе «Газпром» не может, а виноваты в этом украинцы, которые не хотят ничего транспортировать без соглашения. И сделка таки будет – но краткосрочная и не слишком прибыльная. Но это уже будет совсем другая история. Которая, раньше или позже, таки приведет к сокращению транзита до таких уровней, которые поставят под вопрос его экономическую целесообразность.

Остается надеяться, что все это не станет «полной неожиданностью» для «Нафтогаза», где заняты подсчетами астрономических потерь Украины от «газового рабства». Что, конечно, тоже нужное занятие. Но было бы хорошо, если бы оно сопровождалось еще и обдумыванием того, как именно может выжить украинская газотранспортная система без своего действительно несимпатичного, но пока что крупнейшего клиента.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим