субота, 7 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Обстрел и абордаж: Почему украинские катера не смогли уйти от россиян Постоянное накачивание ситуации на Азовском море привело к ожидаемым результатам – столкновению, которое переросло в вооруженный конфликт

Итак, на фоне очевидного усиления Россией азовской группировки – так, только за последнее время внутренними речными коммуникациями переброшены до семи судов Пограничной охраны – нам требовалась резкое усиление корабельного состава. Переброску бронекатеров сушей посчитали процессом очень долгим, и было принято решение перегнать еще два бронекатера в Бердянск морем.

Утром 25 ноября в условиях полной секретности из Одессы вышел конвой из двух бронекатеров «Бердянск» и «Никополь» в сопровождении буксира «Яни Капу». В 03:58 не доходя 6 миль до моста, корабли вышли на рейд Керченского пролива и как это положено по международному морскому праву связались с береговым постом Погранслужбы ФСБ России и сообщили о намерении пройти в направлении Азовского моря.

Однако российские диспетчеры вместо того, чтобы обеспечить безопасный проход военных кораблей, вызвали пограничные суда. За очень короткое время в район прибыли пограничные катера типа «Соболь», ПСКР «Дон», катера типа «Мангуст»и малый патрульный корабль «Суздалец».

Практически сразу россияне повели себя крайне агрессивно, идя на встречных курсах и пытаясь таранить наши корабли. В итоге пограничный корабль «Дон» совершил таран нашего рейдового буксира, был поврежден основной двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик. Судя по некоторым обнародованному позже видео, имел место именно намеренный таран, а не ошибка капитана. «Дон» получил незначительные повреждения, однако был возвращен в порт. При этом «Дон», разворачиваясь протаранил и собственное пограничное судно «Изумруд», которое получило пробоину размером метр на метр.

Собственно сам 300-тонный буксир «Яни Капу» построен в 1974 году и после раздела Черноморского флота СССР вошел в состав ВМСУ как «Красноперекопск» «(U947). Таранивший его 1600-ти тоннный пограничный корабль «Дон» был спроектирован на базе морских буксиров и спущен на воду в 1996 г. и с тех пор активно привлекался для патрулирования Азовского моря.

При этом россияне обвинили украинские корабли в «нарушении территориальных вод», что является абсурдом. Дело в том, что после оккупации Крыма россияне посчитали, что прибрежные воды вокруг него тоже автоматически попали под их юрисдикцию. При этом совершенно наплевав на международное право, в том числе и морское, а также на все резолюции ООН по оккупации Крыма. Исходя из своего видения, российские пограничники и решили остановить наши корабли.

Тем не менее, несмотря на потери, конвой продолжил движение к мосту. Опасаясь прорыва, россияне подтянули достаточно большие силы, в том числе подняли в воздух авиацию – как минимум пару боевых вертолетов Ка-52 и пару штурмовиков Су-25.

Однако этого им оказалось мало и российские буксиры «притянули» к Крымскому мосту сухогруз. Развернули его поперек фарватера, тем самым полностью перекрыв движение любых судов.

С нашей стороны из Бердянска были выдвинуты два бронекатера, которые стали в непосредственной близости от пролива, не предпринимая никаких действий.

Развязка наступила около 19:00, когда наш караван стал разворачиваться на выход в сторону открытого моря. Причем события пошли по самому жесткому сценарию – экипажи российских кораблей открыли огонь (по всей видимости, из 30-мм артустановок). Целью россиян были двигательные установки кораблей. В результате им удалось обездвижить один из бронекатеров и высадить десант из спецназа. Наши моряки закрылись в каютах.

Дальше был штурм остальных кораблей, которые взяли на буксир и отвели в Керчь. Судьба 23 моряков остается неизвестной. До сих пор непонятно даже количество раненных. Первоначально были сообщения о двух, потом цифра возросла до шести. Российские источники говорят вообще о трех украинских моряках, которым оказана медицинская помощь.

Пока непонятны цели самой операции давать какие-либо оценки по крайней мере преждевременно. Тем не менее, на сегодня результат таков – три «вымпела» захвачены россиянами, в плену 23 украинских моряка (причем с неизвестным количеством раненных и их состоянием).


Михаил Жирохов / Деловая столица
Поділіться цим