субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Это и есть «удар» Кремля по нашим рудам, удобрениям, зерну и яйцам? Авторам санкционного списка в РФ очень хочется «наказать» украинцев, но вряд ли получится

Анализируя обнародованный на сайте Кабмина РФ антиукраинский документ, сразу же замечаешь, что под основной удар кремлевских санкций попали наши самые экспортно-ориентированные предприятия – в частности аграрные, машиностроительные, горнорудные, химические. В списке, например, такие крупные агротрейдеры как публичное акционерное общество «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины», общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Нибулон», агрохолдинг «Кернел», а также ООО «Агропром-технологии», «Ника-Трест», «Торговый дом «Агроимпорт ЛТД, «Украгробизнес», ЧАО «Украгро НПК».

Под действие санкций попали и основной актив агроолигарха Юрия Косюка – публичное акционерное общество «Мироновский хлебопродукт», а также ряд предприятий из его «орбиты»: ЧАО «Мироновский завод по изготовлению круп и комбикормов», ПАО «Зернопродукт МХП», общество «Украинский бекон», сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью «Старинская птицефабрика» (кстати, крупнейший производитель племенного поголовья кур и инкубационных яиц в Европе). «Страдать от санкций», по замыслу Кремля, должен и еще один производитель яиц и курятины – общество с ограниченной ответственностью «Комплекс Агромарс» (торговая марка «Гавриловские курчата»), а также производитель собственной продукции торговой сети АТБ ООО «Мясная фабрика «Фаворит Плюс». И на закуску, то бишь – «под закуску»: находим в списке государственное предприятие спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт».

Среди украинских машиностроительных предприятий, похоже, больше всего «насолили» Кремлю публичное акционерное общество «Харьковский тракторный завод», «Девелопмент констракшн холдинг», ЧАО «АвтоКрАЗ» и общество с ограниченной ответственностью «Внешнеторговая фирма КРАЗ». Горнодобывающую и металлургическую промышленность в списке представляют филиал «Вольногорский горно-обогатительный комбинат» публичного акционерного общества «Объединенная горно-химическая компания», государственное предприятие «Восточный горно-обогатительный комбинат», ООО «Валки-Ильменит» и ООО «Межиреченский горно-обогатительный комбинат» (два последних – часть титанового бизнеса Дмитрия Фирташа), а также ПАО «Запорожкокс», публичное акционерное общество «Объединенная горно-химическая компания» и подконтрольный ему Иршанский горно-обогатительный комбинат, общество «Криворожский железорудный комбинат», ПАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат», акционерное общество «Покровский горно-обогатительный комбинат».

Что касается поставки углеводородов, то в списке – один из крупнейших игроков на рынке добычи газа и газового конденсата концерн «Гео Альянс», ПАО «Концерн «Галнафтогаз», ЧАО «Укргаз-Энерго», публичное акционерное общество «По газоснабжению и газификации «Черкассыгаз».

Не забыли авторы списка и о прямых конкурентах российских производителей минудобрений – ОАО «Азот», «Днепроазот», ОАО «Ривнеазот». И о других предприятиях химической отрасли – например, «Сумыхимпром», «Укрхимэнерго», ООО «Химвектор», ЧАО «Химдивизион», государственное предприятие «Калушский опытно-экспериментальный завод Института химии поверхности Национальной Академии Наук Украины», запорожское государственное предприятие «Кремнийполимер», производителей моющих средств – винницкое общество с ограниченной ответственностью «Гликохим» и термоизоляционных материалов – калушский завод «Орисил». А также фармацевтические предприятия – публичное акционерное общество «Фармак» и ООО «БАДМ».

Интересно, что в санкционном списке только один украинский банк – публичное акционерное общество «Банк Кредит Днепр», – и главная компания нескольких медиаактивов – «Старлайт Медиа». И все это принадлежат Виктору Пинчуку.

Находим в списке и три предприятия с иностранной регистрацией – британской и швейцарской. Это – Международная инвестиционно-консалтинговая группа EastOne Group Ltd, Third Floor 95, The Promenade Cheltenham Cheltenham, GL50 1HH, United Kingdom (основана Виктором Пинчуком) и два актива Константина Жеваго — Toledo mining corporation plc, Rouen House, Rouen Road, Norwich, Norfolk, NR1 1RB, United Kingdom (добыча никелевых руд на Филиппинах) и Ferrexpo plc, Bahnhofstrasse 13, CH-6340 Baar, Switzerland (добыча железной руды в Полтавской области).

«Страшный» кремлевский список – как зайцу стоп-сигнал

По мнению экспертов, которых опросил Укринформ, введение российских санкций может неприятно «ужалить» некоторых представителей отечественного бизнеса и даже повлечь для них временные проблемы. Но преодолеть их будет нетрудно. Тем более, что за пять последних лет украинская экономика выработала определенный иммунитет против кремлевских происков – эмбарго, запретов, драконовских квот и тому подобное.

Так считает, например, президент инвестиционной группы «УНIВЕР» Тарас Козак. Он не отрицает, что для некоторых предприятий, которые попали в этот список, российские санкции могут оказаться весьма болезненными. Но они не будут «смертельными»:

«Скажем, продукция ЧАО «АвтоКРАЗ» пользуется большим спросом в республиках бывшего СССР. Поэтому компания может потерять часть рынка в случае, если к режиму санкций присоединятся некоторые кремлевские сателлиты, как это бывало раньше. Изрядные прибыли компании может приносить и продажа продукции в самой России (пусть и не напрямую), ведь интерес к машинам такого класса там сохраняется», – говорит экономист.

В то же время, по его словам, подсчитать общие убытки, которые вследствие шагов Кремля может понести отечественный бизнес, практически невозможно. Ведь большинство компаний, попавших в список, сбывают свои товары на многих рынках и сказать, какая часть их продукции продается в России, довольно сложно. Ведь такую информацию (особенно в последнее время) публично не раскрывают.

«О каких-то существенных осложнениях для деятельности этих компаний речь не идет. Потому что большинство фигурантов списка давно уже диверсифицировали рынки сбыта и (пусть не сразу, а постепенно) могут легко компенсировать потери, на которые, очевидно, так рассчитывают в Кремле. Поэтому не думаю, что эти санкции будут иметь какие-то последствия для отечественной экономики или для объемов украинского ВВП», – считает Тарас Козак.

А по мнению инвестиционного банкира Сергея Фурсы, «черный кремлевский список» не стоит и «не выеденных яиц», производители которых, среди других украинских предпринимателей, хотят наказать кремлевские вожди:

«Мое мнение однозначное: предусмотренные Москвой санкции не будут болезненными для Украины. И вообще, после того, как в 2013 году Россия начала против нас торговые войны, говорить о существенной болезненности каких-то кремлевских экономических санкций для украинских производителей и отечественной экономики в целом нельзя», – говорит эксперт, напоминая о событиях лета 2013-го, когда при власти в Украине еще был Виктор Янукович и ни о какой войне с Россией вроде бы и речь не шла. Но для того, чтобы сделать украинскую власть мягкой и покладистой, Кремль прибег к экономическому давлению, по непонятным причинам останавливая на границе часть украинской продукции, вводя санкции против наших экспортеров. Поэтому большинство отечественных компаний еще тогда начали диверсифицировать рынки сбыта, переориентируясь на других потребителей. А события 2014-18 годов только катализировали этот процесс.

Согласен с этим и исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Попутно он напоминает и о предыдущих попытках российского руководства резко ограничить украинский экспорт, практически полностью остановив продажу на своей территории украинской машиностроительной продукции.

«Возможно, ограничительные меры против украинских экспортеров будут все еще болезненными, но не такими «чувствительными» как раньше. Сила удара будет намного меньше, ведь сырьевые рынки – глобальные. И украинские компании, так же как и любые другие, могут переориентироваться на новые направления. Правда, от этого не выигрывают ни они, ни Россия», – говорит экономист.

Удар, который сделает Украину сильнее

По мнению Сергея Фурсы, российские санкции нельзя считать даже ударом по владельцам предприятий, которые попали в кремлевский список. Ведь вряд ли у них сейчас есть счета в российских банках, которые можно заморозить, или капиталы, которые они стремятся вывести из России. Ничего опасного эксперт не видит и в том, что в санкционный список попали практически все отечественные производители минеральных удобрений:

«А в Россию свою продукцию они не экспортируют – в частности, и из-за неконкурентной цены (ведь львиная доля в себестоимости удобрений – это стоимость газа, который российские производители получают на льготных условиях). Наоборот – попадание в этот список может сыграть на руку нашим «азотникам», поскольку Украина, вероятно, будет прибегать к контрмерам против российских производителей такой продукции», – отмечает эксперт.

Как напоминает старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский, в свое время Россия заложила два экономических «фугаса» под украинскую независимость. Первый – это дешевый газ, который привязывал энергозависимые украинские предприятия к поставкам дешевых энергоносителей из России. Частично этот «фугас» «взорвали» в 2006 году, окончательно – в 2009-ом. Второй «фугас», по определению эксперта, – преимущества российского рынка для украинских машиностроительных предприятий:

«Подрывать этот «заряд» Кремль начал в 2013 году, когда Янукович заявил, что собирается подписать договор об Ассоциации с ЕС. Соответствующее давление оказывалось и после начала российской вооруженной агрессии. И вот сейчас – имеем продолжение. В краткосрочной перспективе это, конечно же, плохо. Потому что так или иначе пострадают украинские предприятия и их работники. Но стратегически, чем меньше мы будем зависеть от российского рынка, чем быстрее украинские предприятия найдут для своей продукции других потребителей, тем меньше рычагов давления на Украину и украинских бизнесменов и политиков будет у страны-агрессора», – заключает Владимир Дубровский.


Владислав Обух / Укринформ
Поділіться цим