п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему Трамп уже смотрит сквозь пальцы на «Северный поток-2» Белый дом скорее всего даст добро на создание военной базы в Польше, но при этом решил не наказывать компании, строящие «Северный поток-2». Почему?

Президент Польши Анджей Дуда крайне удачно заехал в Вашингтон, откуда вывез внутриполитические дивиденды для Польши и вероятные архитектурные изменения для всей Европы, в том числе в контексте противостояния российской агрессии. Этот визит на руку Украине, ведь, несмотря на расхождения во взглядах на историю, Киев и Варшава имеют куда больше общих точек соприкосновения. В Белом доме Дуду приняли очень тепло, не только потому что это была встреча одного правого популиста с другим, но и потому что с Польшей нынешней администрации США приятно вести дела. Ключевые же вопросы – это уже долго продвигаемая городом над Вислой тема американской военной базы на территории Польши и, конечно же, трубопровод «Северный поток-2», строительству которого стремятся помешать все больше европейских правительств и экологических организаций.

Как Дуда подкупил Трампа

Первым пунктом в повестке дня Анджея Дуды и Дональда Трампа была военная база США в Польше. Американский лидер заверил, что в Вашингтоне крайне серьезно отнеслись к запросу Варшавы и сейчас изучают вопрос. И оба президента согласны, что база нужна в виду нарастающей агрессии Кремля, чему подтверждениями, как напомнил Дуда, являются оккупация Крыма и вторжение на Донбасс. Да, отмечает Трамп, «Россия действует агрессивно». «Россияне уважают силу, как никто другой», – добавил хозяин Овального кабинета, подчеркнув, что поведение РФ стало одной из причин увеличения оборонного бюджета США.

Вообще вопрос создания базы американских войск на территории соседнего с Украиной государства поднимается давно и многократно. Был также разработан соответствующий документ, направленный среди прочих в американский Конгресс – «Предложение о перманентном присутствии США в Польше». В нем и идет речь о постоянном присутствии американских военнослужащих для сдерживания российской агрессии.

Пока в Штатах не дают окончательного ответа. Как пояснил журналистам шеф Пентагона Джеймс Мэттис, по той причине, что сперва нужно все изучить от корки до корки. «Это не просто база. Речь идет о полигонах, речь идет об инфраструктуре на базе, и т.д. Существует множество деталей, которые нам предстоит изучить вместе с поляками», – цитирует Мэттиса Reuters.

Но здесь нет ничего удивительного. Это техническая составляющая. А политическая воля для создания такой базы уже, в принципе, имеется. И не лишь потому, что Дуда хорошо выполнил домашнее задание и знал, как умаслить 45-го президента США, когда как бы в шутку предложил назвать эту базу «Форт Трамп». В переговорах с хозяином Овального кабинета лучшее оружие – неприкрытая и, порой, примитивная лесть. «Форт Трампа». Такое президенту США не может не понравиться. Но еще больше ему импонирует то, что Польша сейчас пожинает плоды жестких реформ в виде четвертьвекового экономического роста. И, в первую очередь, то, что Польша входит в небольшое число стран-членов НАТО, исправно выделяющих 2% ВВП на оборону. На чем, как известно, у Трампа пунктик уже давно.

Американскому президенту пришлась по нраву готовность Варшавы профинансировать создание самой базы, ее инфраструктуры, на что нужны $2 млрд. Американской стороне же, по словам Дуды, останется взять на себя содержание самой базы. Небольшая цена для обеспечения государственных интересов Штатов в Восточной Европе. Кстати, Трамп на это и указал во время пресс-конференции, отметив, что Польша очень отличается от тех стран, которые используют США и «просто говорят: плати, плати». Так что вопрос американской военной базы, можно сказать, практически решен.

А вот со вторым пунктом повестки дня не все так однозначно.

«Северный поток-2»

По меньшей мере с весны этого года из США исходит мощный сигнал европейским союзникам, да и России, касательно этого скандального газопровода, грозящего Украине потерей порядка $3 млрд в год. Сначала были угрозы ввести санкции в отношении компаний, занятых в строительстве трубопровода. В августе американская пресса писала, что соответствующий законопроект уже фактически готов. Да, и министр энергетики США Рик Перри во время встречи с российским коллегой Александром Новаком на прошлой неделе в Москве дал понять, что от идеи с санкциями в Вашингтоне не отказались.

И тут гром среди ясного неба. Трамп на совместной пресс-конференции с Дудой дал заднюю. Польский президент говорит об угрозе энергетической безопасности Европы, а его американский коллега: «А мы все же не будем вводить санкции». Чтобы сгладить углы, Трамп сразу же переключился на Германию, с которой у нынешней польской власти тоже не ладиться. «Но мы считаем, что это очень плохой проект для жителей Германии. Немцы платят миллиарды долларов в год за российскую энергию. Я могу вам сказать, что немцам это не нравится», – отметил хозяин Белого дома, не назвав свои источники информации о настроениях немцев.

Но не суть. Главное – понять причину достаточно резкого разворота американской стороны в этом вопросе. Это личная инициатива Трампа, не согласующаяся с общей политикой правительства, или же нечто иное? Сразу скажем: скорее, второе. И ларчик открывается очень даже просто. Дело в том, что синхронно с переговорами Дуды и Трампа министр экономики ФРГ Петер Альтмайер, как пишет EurActiv, сообщает о решении Берлина до конца уже этого года (!) построить терминал для сжиженного природного газа из США. Немецкий чиновник уверяет, что, дескать, LNG-терминал не имеет ничего общего с проектом «Северный поток», ибо последний действует давно и в него вложено много средств. Но при этом же прямым текстом говорит: «Это жест для наших американских друзей». И жестикулировать, между прочим, хотят сразу три немецких города.

Так что, что бы не говорил Альтмайер, между «Северным потоком» и американским СПГ имеется прямая и неразрывная связь. И как раз эти отступные, очевидно, и поумерили пыл Трампа. Немцы в некотором роде купили защиту для компаний-строителей газопровода, согласившись параллельно на газовый шоппинг в США. Такая договоренность, если на самом деле имеет место, для Украины, безусловно, является неприятной новостью. Придется перестраивать всю политику противодействия «Северному потоку», более тесно координировать общие действия с другими странами, выступающими против проекта. С той же Польшей.

Но. Да, Трамп в первую очередь бизнесмен, а затем уже президент. Потому-то когда ему в Берлине де-факто предложили компенсацию, он успокоился. С другой стороны, как раз по той причине, что он бизнесмен, нельзя быть 100-процентно уверенным, что инициаторы «Северного потока» могут выдохнуть с облегчением. Альтмайер пообещал LNG-терминал, но пока нет никаких данных о пропускной способности, об объемах газа, закупаемых Германией и т.п. Остается открытым вопрос: а будет ли достаточно Трампу этих объемов, чтобы не кошмарить европейцев и россиян санкциями. В обозримом будущем, когда станут известные эти переменные, будет яснее и общая картина.

Дружить против Меркель

Тем не менее не стоит пока ожидать потепления в отношениях между Трампом и Меркель, резко ухудшившимся после последнего саммита НАТО. Лидер демократического мира и фактический лидер ЕС крепко столкнулись лбами. И это открывает пространство для маневров уже Варшаве в борьбе с европейской «гегемонией» Берлина, в том числе в борьбе с «Северным потоком-2», который пользуется поддержкой в правительстве ФРГ.

В случае если Вашингтон перетянет часть сил из Германии в Польшу, позиции Варшавы, как фронтмена Вышеградской четверки, еще больше усилятся как в Евросоюзе, так и в НАТО. Поляки, пользуясь расположением Трампа, могут использовать Штаты в качестве противовеса, в качестве щита от давления со стороны ЕС и, прежде всего, Германии. А это, среди прочего, сулит сложности в реализации Меркель и Макроном амбициозного проекта многоскоростной Европы.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим