вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Торговый заговор: Как Трамп уничтожит экономику России и ее друзей В Белом доме созрел план по созданию трансатлантической зоны стабильности в составе «Большой семерки»

На торговом фронте без перемен. Стороны перешли к тяжелым позиционным боям и «окопному сидению». Это вовсе не означает, что они испугались последствий взаимного торгового «мочилова», когда вместо пушек и «газов» используются торговые пошлины и дотации. Просто перед тем, как погрузить мир в новую торговую «верденскую мясорубку», нужно выпустить пару голубей мира. И пусть вместо оливковой ветви в клюве эти «пернатые» лишь нагадят на головы одураченных торговых партнеров, зато в «пиковом» случае, когда мировая экономика выставит неутешительный счет за слишком вольное с ней обращение, можно будет с гордостью сказать: «Мы сделали все, что могли, но нас не услышали», пишет Алексей Кущ для Деловой столицы.

Такая мысль возникает при беглом изучении дебютной идеи министра финансов США Стивена Мнучина, озвученной на саммите «Большой двадцатки» (G20) в Буэнос-Айресе. Он предложил создать зону свободной торговли между странами – членами «семерки». Дословно: «Если Европа верит в свободную торговлю, то мы готовы подписать соглашение о беспошлинных торговых отношениях». Ключевое слово здесь – «если». Ведь, следует из комментариев его коллег, таких как министр финансов Франции Брюно Ле Мэра или австрийского статс-секретаря минфина Хуберта Фукса (выступал на саммите от имени ЕС), представители Старого Cвета совсем по иному интерпретируют принципы свободной торговли. На то они и являются выходцами света старого: в их представлении, для того чтобы «войти в берега», необходимо просто вернуть прежний статус-кво, то есть четко следовать регламентам ВТО и взаимным торговым соглашениям (там, где они есть). А все спорные вопросы и «хотелки», в том числе и предвыборные обещания для любимого электората, следует разрешать в процессе новых переговоров и заключения более объемлемых соглашений о ЗСТ.

Простыми словами: хотите выровнять торговый баланс – реанимируйте переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) между США и ЕС и в ходе нудных, многолетних переговоров выторговывайте себе более выгодные торговые позиции. Так Европа работала много лет с периферийными странами, в том числе с Украиной, так она ведет себя с Канадой, и так она вела себя с Америкой. Но сейчас исторический бег времени значительно ускорился, и этот удивительный эффект наложился на ускорение времени политического, как его ощущает новая американская администрация. У Трампа нет этих многих лет (в контексте реализации озвученных планов), и его электорат не поймет, если вместо защиты американских фермеров Техаса или промышленников «приозерной агломерации» он вступит в долгосрочную тяжбу с ЕС в части выторговывания 1% дополнительных пошли или товарных квот в рамках ТТИП. Его базовый принцип, которым Америка будет руководствоваться во внешней торговой и экономической политике, уже озвучен: «если у вас образовалось отрицательное торговое сальдо с какой-либо страной, просто перестаньте с ней торговать».

Стивен Мнучин как человек более тонкой душевной организации облек сию сентенцию в более мягкую форму. ЗСТ в рамках «Большой семерки» должна базироваться на трех принципах: отмене всех пошлин, снятии торговых барьеров в виде квот и отказе от дотаций внутренним товаропроизводителям. Очевидно, что эти условия не вполне приемлемы для некоторых участников «семерки».

Например, Япония не откажется от пошлин и квот, а ЕС – от субсидий, ведь весь центральноевропейский блок стран, таких как Польша, практически и продолжает свое динамичное развитие именно за счет европейских субсидий. И покуда в Польше не появится мощный третичный сектор и своя инновационная промышленность, у этого сценария нет альтернативы. Если бы завтра ЕС сняла все дотации, то уже послезавтра динамика роста ВВП в Польше упала бы с нынешних 4,5% до 1-1,5%, и в таком случае для выравнивания экономических дисбалансов и социальной конвергенции с той же Германией Европе пришлось бы тратить значительно больше в виде прямых социальных субсидий полякам. Япония же не может раскрыть свой рынок по той простой причине, что на этом фундаменте держится ее большой бизнес.

Но в то же время не похоже, что Мнучин сказал все это для красного словца в попытке культурно послать своих оппонентов «в сад». На самом деле перед нами классическая оговорка, но не по Фрейду, а по Юнгу, ведь она выдала то самое «коллективное бессознательное», которое в качестве окрепшего зародыша вызрело по обе стороны Атлантики. А зачалось оно еще в 2013-2014 гг., когда новая «большая семерка» развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Россия и Турция по показателю ВВП обогнала «Большую семерку» развитых стран в лице США, Германии, Франции, Италии, Великобритании, Канады и Японии.

Речь идет, конечно, о показателе ВВП, рассчитанном по паритету покупательной способности (ППС), то есть в методике оценки учитывается не номинальный обменный курс национальных валют, а их внутренняя покупательная способность, которая определяется как разница в динамике инфляции в этих странах и, например, в США. Так вот, показатель ВВП «новой семерки», рассчитанный по ППС, составил в 2014-м $37,8 трлн, а у G7 – $34,5 трлн, причем Китай даже обогнал США ($17,6 трлн против $17,4 трлн. Хотя если брать номинальный ВВП, без учета инфляционных дисбалансов, ситуация кардинально иная: валовой продукт Китая составляет «всего» $10,4 трлн). Вывод для «старой семерки» неутешительный: в то время как страны с резервными валютами, в первую очередь США, вынуждены при решении непростой дилеммы – экономический рост или инфляция, зачастую выбирать низкую ценовую динамику, развивающиеся страны используют ценовой импульс для разгона собственных экономик, при этом диверсифицируя свои активы и национальные накопления в финансовых инструментах развитого мира, тех же долларах или казначейских облигациях США. И выиграть у «новой семерки» в эту игру «правда или действие» весьма непросто, ведь при решении аналогичной дилеммы, «новые» будут выбирать быстрый рост при более высокой инфляции, а «старые» – отдавать приоритет низкой инфляции, жертвуя динамикой быстрого роста. Долгие годы американцам нравилась эта «правда», но на этот раз они все же выбрали «действие».

Симптоматично, что рецепт Мнучина был озвучен в Аргентине, стране, которая одна из первых может стать жертвой политики «дорогого доллара». И еще более симптоматично, что эти слова прозвучали на встрече «Большой двадцатки», а адресовались именно «семерке». Выходит, большая часть участников при этом выполняла роль обычных статистов или массовки.

Если учитывать ВВП по номинальному курсу, то удельный весь G7 в структуре мировой экономики существенно сократился: с 51% в 80-е годы прошлого века до 30% по итогам 2017-го, причем у этого процесса устойчивая нисходящая динамика. А остальной мир, несмотря на преимущество над «семеркой» в экономической плане, так и не создал сколько-нибудь надежных резервных инструментов для накопления и хеджирования рисков. Вот и получается, что те же США все сильнее теряют свои экономические позиции в мире, но при этом гегемония доллара практически неизменна, несмотря на появление суррогатов в виде криптовалют.

При этом наращивать ВВП «семерке» становится все труднее. Для сохранения паритета между удельным весом в структуре мировой экономики и рынком резервных активов G7 должна в ближайшее время вернуть мультипликатор роста 2:1 по итогам ближайших десяти лет или хотя бы приблизиться к нему.

При этом по численности населения «семерка» составляет менее 10% жителей земного шара (677 млн), причем, по сравнению с 1980-м годом, рост населения составил всего 164 млн человек (и это с учетом притока мигрантов в эти страны).

Новые торговые войны, по мнению директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард, озвученному также в Буэнос-Айресе, могут привести к потерям мирового ВВП в размере 0,5%. От себя добавим, что на первом этапе эти 0,5% будут изъяты преимущественно из экономики развивающихся стран.

Под первую кризисную волну рискует попасть Китай, на экономику которого завязано благополучие десятков более мелких государств, в том числе и частично Украины.

Как сообщает канал CNBC, Трамп признался, что готов обложить, но не обсценной лексикой, а пошлинами почти все китайские товары. На данный момент под раздачу попал китайский импорт на $34 млрд, но в ближайшее время счет может дойти и до $500 млрд. Если планы Трампа будут реализованы на практике, то Поднебесная вполне может семимильными шагами отправиться в династию инь, правда, прихватив с собой и бывших американских друзей.

Учитывая, что пункт «мир спасать» не входит в предвыборную программу президента США, а в одиночку выиграть в торговой войне Америке будет не под силу, в Белом доме созрел план по созданию трансатлантической зоны стабильности в составе «Большой семерки». С Японией это будет выглядеть как «Северная Атлантика +», где Страна восходящего солнца окажется в качестве балансирующего плюса. В таком случае вполне возможен существенный переток мирового товарооборота и видоизменение страновой структуры мирового ВВП в пользу семерки крупнейших стран.

Основной удар при этом придется именно по «новой семерке»: Бразилии, Индии, Индонезии, Китаю, Мексике, России и Турции.

Характерно, что часть этих стран уже столкнулась с определенными экономическими трудностями. Турцию лихорадит, местная лира под угрозой девальвации, базовые процентные ставки уже выше 16%. Мексика вот-вот попадет под американский протекционисткий каток, РФ еле растет под ударами западных санкций, Бразилия – один из первых кандидатов на полноценный кризис в секторе развивающихся рынков. Кстати, будущий кризис мировые аналитики сравнивают с кризисом образца 1998 г., а начался он тогда, напомним, с Индонезии.

На выходе получаем почти «масонский заговор», вероятность которого пока не столь высока. Но это пока раскаты кризиса грохочут где-то там, за горизонтом будущего. Но по мере ощущения его влияния страны «семерки» будут сговорчивее.

Первой даст добро в коротком поклоне Япония, затем застрявшая в спорах с ЕС Великобритания. Немного поломается Канада. А затем присоединится и европейская «тройка».

Ну а до тех пор все будут говорить об общечеловеческих ценностях и гуманизме. При этом пострадает рынок развивающихся стран. Ну что ж, мечты о золотом миллиарде человечества еще никогда не были столь явными. И никому особо не интересны проблемы тех, кто вошел в остальные семь.



Поділіться цим