п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Угроза с Азовского моря: Что там остается нашего? Никаких российских учений и стрельб в Азовском море не было! То есть, россияне закрыли часть моря просто так, чтобы показать, «кто в доме хозяин»

Вечером 18 мая около девяти вечера по киевскому времени) Россия закрыла для судоходства часть Азовского моря (две тысячи квадратных километра), в том числе вблизи украинского порта Бердянск, потому что объявила о маневрах Черноморского флота РФ со стрельбами. Ровно через пять дней, 23 мая в 21.00, ограничения закончились, хотя Россия продолжает задерживать суда, направляющиеся в или из Мариуполя и Бердянска. Такое утверждает Андрей Клименко, главный редактор BlackSeaNews, руководитель проекта в ГО «Майдан иностранных дел».

Дело, конечно, не в том, что пять дней судна, следовавшие в или из двух главных украинских портов на Азовском море, теряли время на задержки. Эта ситуация с российскими военными маневрами и стрельбами многим из нас впервые открыла глаза на то, какие у нас с Россией отношения в Азовском море. Оказывается, «Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» от 2003 года не только до сих пор действующий (впрочем, особого удивления это не вызывает на фоне того, что между Украиной и Россией не разорваны большинство соглашений вплоть до Договора о дружбе), а в нем содержатся такие положения, которые в нынешней ситуации просто, немыслимы. Оказывается, Россия имеет полное право находиться в любой точке Азовского моря. Иными словами, украинской морской границы там фактически нет. И российский корабль, в том числе – военный, в десяти метрах от украинского берега – никакой не нарушитель нашей границы.

Можно и по-другому обрисовать ситуацию: все ограничения для россиян в Азовском море заключаются лишь в квотах на вылов рыбы, которые Украина продолжает ежегодно согласовывать с российской стороной, причем согласовывает так, что выловленное крымскими рыбаками признает российской частью квоты, тем самым фактически легализуя аннексию Крыма.

Понятно, что с формальной стороны Украина тоже имеет право находиться в любой части Азовского моря, только де-факто этого нет и никогда не будет, потому что Россия этого просто не допустит любым способом, в том числе силой.

Можно еще долго перечислять все неприятные для нас нюансы ситуации на Азовском море, в том числе очевидные намерения России заставить иностранных судовладельцев отказаться работать с украинскими портами Мариуполь и Бердянск, но главное не в этом, а в том, что понять, что Украина может и должна сделать, чтобы эта ситуация изменилась. Для этого стоит сначала осознать общую ситуацию, даже несмотря на «Договор… в использовании Азовского моря и Керченского пролива», который можно расторгнуть одномоментно.

Взглянем на карту. После аннексии Крыма Украина потеряла контроль над Керченским проливом, а следовательно и над Азовским морем. Россия и раньше здесь была сильнее, а теперь, тем более – с учетом «Договора…» – полный хозяин. Смогут ли украинские порты нормально работать или даже работать вообще – зависит от России. Смогут ли украинские судна беспрепятственно ходить по Азовскому морю и выходить из него в Черное – зависит от России. Это – факт, как ни горько для нас его признавать. И Россия, безусловно, попытается этим воспользоваться «на все сто»: во-первых, полностью вытеснить Украину из Азовского моря (вплоть до того, чтобы сделать невозможным рыбный промысел Украины), во-вторых – обеспечить наилучшие условия возможного военного наступления на Украину с Азовского моря.

Украина – в нынешней войне в частности и противостоянии с Россией в целом – пока сторона обороняющаяся. Мы держим фронт на Донбассе, мы с переменным успехом пытаемся освободить наших людей из российского плена, мы вообще больше думаем о том, чтобы не потерять еще больше, чем вернуть уже захваченное Россией. Нет смысла рассуждать, правильно ли это, потому что к другому, активно-наступательному характеру действий против России мы по разным причинам пока не готовы. Но в Азовском море мы даже не обороняемся, мы просто практически не действуем.

Мы до сих пор не обозначили нашу границу. Можем же, по нормам Конвенции ООН по морскому праву, как минимум объявить море на расстоянии 12 миль от украинского берега суверенной территорией Украины, пребывание в которой без разрешения Украины является нарушением суверенитета, за что нарушитель должен получить пулю от пограничников, а при массовом нарушении (агрессии) – отпор Вооруженных Сил Украины.

Можно сузить вопрос до самого тревожного: сможет ли Украина отбить попытку масштабного военного десанта на азовское побережье? Ответа нет и быть не может, в таких вопросах однозначности не бывает. Однако сегодня хотелось бы видеть, что Украина, ее Министерство обороны и Генеральный штаб ВСУ, и те, кто стоит еще выше, готовы к такому варианту, осознают его опасность и никакие действия России не застигнут нас врасплох. К сожалению, за те пять дней, когда Россия официально ограничила движение судов в Азовском море, мы не услышали никакой официальной реакции от украинской стороны. Ни МИД, ни МО, ни ГШ ВСУ, ни СНБО не произнесли ни слова.

Кстати, никаких российских военных учений и стрельб не было! То есть, россияне закрыли часть Азовского моря просто так, очевидно, чтобы показать, «кто в доме хозяин». А Украина практически не отреагировала. Из официальных лиц мы услышали разве что Бориса Бабина – постоянного представителя Президента Украины в Автономной республике Крым. Он, в частности, сказал и такое: «Это не просто стрельбы и учения. Такого на Азовском море не было с 1991-го года. Мы имеем факт циничной демонстративной эскалации российской агрессии, которая связывает между собой Крым и Донбасс не только юридически, но и географически. Я не могу говорить детали о том, что происходит на Азове, но это не фейковые заявления, они реально сопровождаются действиями милитаристского характера со стороны российской вооруженной машины».

Если представитель президента так жестко и однозначно оценивает действия России на Азовском море, то, видимо, сам президент и другие высшие руководители Украины осознают опасность ситуации и предпримут или уже предприняли все доступные на данный момент им меры противодействия Кремлю? Если так, то совсем скоро мы услышим, наконец, как минимум о денонсации Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим