субота, 5 жовтня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Верю – не верю»: Что изменит сделка Дангадзе с Луценко Генпрокуратура должна будет предъявить обществу какие-то вновь найденные доказательства готовившегося госпереворота

В ближайшие дни можно ждать интересного развития событий вокруг депортированного Михеила Саакашвили и его арестованного помощника Севериона Дангадзе, пишет Юрий Вишневский для Деловой столицы.

Напомним, Дангадзе возглавлял Киевскую областную организацию партии «Рух нових сил» (РНС) Саакашвили и был задержан 4 декабря прошлого года. Прокуроры утверждают, что Дангадзе получал от беглого олигарха Сергея Курченко, близкого к Януковичу, деньги на финансирование подготовки госпереворота. По информации ГПУ, речь идет о сумме в полмиллиона долларов. 6 декабря Печерский райсуд Киева избрал Дангадзе меру пресечения в виде содержания под стражей на 60 суток без права внесения залога. Затем этот срок дважды продлевался – 29 января и 29 марта, оба раза тоже на два месяца. Таким образом, не позже 27 мая должно состояться новое заседание суда – чтобы еще раз продлить срок ареста или же чтобы приступить к рассмотрению дела по существу.

РНС уже начал информационную «артподготовку» к этому событию. 18 мая один из руководителей РНС Давид Сакварелидзе заявил, что в СИЗО к Дангадзе подсылали криминальных авторитетов с угрозами расправы над ним и его родителями, если он не признает свою вину и не даст показаний против Саакашвили. Также Сакварелидзе сообщил, что у активистов РНС по всей Украине провели уже около 150 обысков, искали оружие, взрывчатку и деньги Курченко, но не нашли ничего.

А 21 мая РНС выступил с заявлением, в котором говорится, что Севериона Дангадзе «вынудили подписать лживую сделку со следствием». «Очевидно, что через несколько дней они проведут судебное заседание в закрытом режиме, после чего генпрокурор Луценко выйдет на публику с громкими пиар-заявлениями, что «дело раскрыто» и виновные «назначены»! При этом не важно, что именно будет в сделке со следствием, потому что она будет засекречена», – утверждается в заявлении партии и подчеркивается, что РНС «требует открытого судебного процесса в деле против Севериона Дангадзе».

Из этого заявления можно сделать вывод, что РНС ожидает проведения до 27 мая судебного заседания, на котором будет утверждена сделка Дангадзе со следствием и вынесен сравнительно мягкий приговор Дангадзе в соответствии с этой сделкой. Такой судебный процесс действительно не займет много времени, и действительно после него Юрий Луценко сможет пиариться на успехах ГПУ в раскрытии «госпереворота, который готовился на деньги Курченко».

Однако, независимо от того, будет этот процесс закрытым или открытым и окажется ли засекреченной сделка Дангадзе со следствием, в любом случае Генпрокуратура должна будет предъявить обществу какие-то вновь найденные доказательства готовившегося госпереворота. Понятно, что следствие заключает сделку с подозреваемым лишь в обмен на какие-то существенные показания.

Севериону Дангадзе выдвинуты подозрения по ст. 110-2 (финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины) и ст. 256 (содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности) Уголовного кодекса. Досудебное расследование в этом уголовном производстве проводится Следственным отделом Главного управления СБУ в Киеве и Киевской области.

Нетрудно догадаться, что следствию нужны показания по двум направлениям: во-первых, против Саакашвили, во-вторых, против деятелей РНС (и не только РНС), которые сейчас пребывают на территории Украины и могут быть связаны с подготовкой госпереворота на деньги Курченко. И это должны быть не голословные заявления, а показания, которые можно подкрепить хоть какими-то вещественными доказательствами.

Впрочем, можно прогнозировать и другое. Какие бы фильмы ни показывал Луценко журналистам на брифингах и депутатам в Верховной Раде, это не сильно повлияет на настроения в обществе. Какая-то часть общества укрепится в своем негативном отношении к Саакашвили и прочим организаторам всевозможных «третьих майданов». А какая-то – укрепится в своем негативном отношении к нынешней власти. Просто первые будут доверять тому, что говорят ГПУ и СБУ, а вторые – тому, что рассказывает РНС.

Также возможно, что вырастет число тех, кто не доверяет никому. Собственно, уже можно утверждать, что Саакашвили (как, к слову, и ряд других «народных предводителей» типа Надежды Савченко и Семена Семенченко с Егором Соболевым) за последние месяцы лишился многих или даже большинства своих сторонников, но мало кто из них примкнул к лагерю сторонников власти. Кто-то пребывает в поиске новых политических кумиров или вернулся к старым (например, к Юлии Тимошенко), а кто-то – смирился с тем, что на выборах придется решать, какое из зол меньшее.

И тут проблема власти не только в том, что украинцы в своих политических предпочтениях склонны руководствоваться принципом «верю – не верю». Многие из тех, кто сейчас не верит никому, говорят, что поверили бы власти, если бы одновременно с теми же Дангадзе и Савченко в СИЗО сидели фигуры типа Медведчука и Добкина.

Для этой весьма значительной части общества результаты суда над Дангадзе не будут иметь почти никакого значения. И если что-то и может стать для этой части общества убедительным аргументом, то это скорее результаты суда над бывшим «хозяином Луганщины» Александром Ефремовым. Напомним, что его обвиняют в организации захвата здания Луганской ОГА весной 2014 г., в пособничестве при захвате здания управления СБУ в Луганской области, совершении умышленных действий с целью изменения границ территории и государственной границы Украины. Ему также вменяют в вину организационное и иное содействие созданию и деятельности террористической организации «Луганская народная республика» и государственную измену. Судебный процесс над Ефремовым идет с 16 января 2017 г. в Старобельском райсуде Луганской области. На данный момент продолжается стадия допроса свидетелей.



Поділіться цим