п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему Меркель променяла Украину и США на российских олигархов Объем торговли между Россией и Германией вырос с 45 млрд евро в 2016 году до 54,5 млрд евро в прошлом году – несмотря на действующие санкции

Надеяться на «немецкое чудо» в ситуации со строительством газопровода «Северный поток-2», который, потенциально, может оставить Украину без газового транзита, было крайне глупо, пишет Роман Федюк для Depo.ua.

Яркое подтверждение данного факта было опубликовано вчера изданием The Wall Street Journal. По данным анонимных источников которого правительство Германии будет договариваться с администрацией США об ослаблении для немецких компаний, которые могут пострадать от новых антироссийских санкций. Первым с американцами об этом уже на этой неделе будет говорить министр финансов Германии Олаф Шольц, а в конце месяца к дискуссии присоединится и канцлер Германии Ангела Меркель во время встречи с президентом США Дональдом Трампом.

По данным издания, лоббистами данных решений являются немецкие предприниматели, «многие из которых ведут большой бизнес на России», и при этом боятся стать «жертвами ухудшения отношений между Вашингтоном и Москвой». Как опасаются предприниматели, санкции грозят обойтись промышленности Германии в сотни миллионов евро».

По замыслу Берлина, США должны пообещать не распространять санкции на совместные проекты России и Германии, договоренность о которых была заключена до введения ограничительных мер. Этот логичный, казалось бы, принцип «закон не имеет обратного действия» – на самом деле, может существенно нивелировать санкционное давление на Москву. Хотя бы потому, что, при желании, практически любой коммерческий контракт можно «продолжать и расширять», не заключая кардинально новых соглашений и, таким образом, формально не нарушать санкционный режим. Ну, и не отказываться от прибыли благодаря торговле с российскими компаниями.

Не слишком надеются на спокойную реакцию Вашингтона и анонимные источники WSJ, которые констатируют, что исключение для немецких компаний «вышло бы за пределы обычной гибкости, которую США проявляли в прошлом».

Для чего немецкое правительство пошло на подобный шаг, который вызовет неизбежную конфронтацию с США? Как после этого Берлин одной рукой будет заставлять другие европейские государства придерживаться хоть каких-то антироссийских санкций, а второй лоббировать поблажки для немецких компаний? Сейчас ответить на эти вопросы сложно. Поскольку ответа может быть два.

Первый, из разряда «все пропало», предусматривает возможность того, что в Германии решили перейти к недальновидному прагматизму, и, воспользовавшись ссорой с Вашингтоном как поводом, остаться на существующем уровне санкций, отказавшись от экономических шагов в ответ на новые геополитические проделки Путина. В пользу подобной идеи, к сожалению, говорит тот факт, что объем торговли между Россией и Германией вырос с €45 млрд в 2016 году до €54,5 млрд в прошлом году – несмотря на действующий режим санкций.

Однако другое возможное объяснение предполагает, что в Германии действительно хотят обеспечить своим предпринимателям возможность корректно завершить все уже подписанные контракты с Россией, и не стать при том объектом штрафных санкций из-за разрыва соглашений. Которые, хоть и рассматривают принятие санкций как «политический форс-мажор» – однако в российских судах могут быть трактованы по-другому.

В таком случае и строительство «Северного потока-2» можно рассматривать как временный проект, призванный обеспечить немецкую промышленность дешевым российским газом до момента завершения строительства целого ряда терминалов для сжиженного природного газа, которые возводятся сейчас в портовых городах Северной Германии. После завершения работ на которых Германия, в конце концов, начнет сокращать закупку природного газа из России, приобретение которого Германия на данный момент только увеличивает, купив в прошлом году 53,4 млрд кубометров, что на 7,2% выше показателей 2016 года.

А узнать, какой именно из двух вариантов развития событий будет лоббировать Меркель, мир сможет достаточно просто – по реакции на немецкое предложение со стороны США. Если между Берлином и Вашингтоном начнется достаточно длительный дипломатический торг – можно с высокой долей вероятности предположить, что речь идет именно о втором варианте развития событий. Если же дело закончится громким скандалом и последующей торговой войной – то можно будет констатировать, что трансатлантическому единству пришел конец. Как насчет санкций против России, так, возможно, и в многих-многих других вопросах.



Поділіться цим