вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Легенда» Путина раскрыта. Его «карьера» на Западе закончилась России и Путину долгое время удавалось изображать из себя своего среди чужих. Но вечно такой обман быть не может

18 марта в России официально оформят очередное президентство Владимира Путина. Такова уж особенность нынешнего этапа развития человечества: какой бы диктаторской по сути ни была твоя власть, приходится держаться неких обязательных правил, то есть оформлять свою власть проведением долгой и затратной процедуры выборов – выдвижение кандидатов, их соревнование между собой, международные наблюдатели, голосование избирателей, подсчет голосов, объявление результатов ЦИК, короткая пресс-конференция победителя и банкет-салют в его предвыборном штабе. Хотя в России все это всегда было пустой тратой государственных и негосударственных средств, но, повторим, таково уж требование времени. Еще каких-то сотню-полторы лет назад все было гораздо проще, быстрее и дешевле.

У Кремля есть проблемы с выборами 18 марта. Не в том, кто будет президентом, конечно, здесь интриги нет и быть не может, пока существует нынешнее российское государство. Главная проблема, которую решает сейчас вся властная вертикаль в России – это обеспечение максимальной явки на выборах. Применяются все, какиее только можно, средства. И пропагандистский и административный ресурс работают с максимальным напряжением. Грубое принуждение к обязательной явке 18 марта на избирательный участок распространено не только на так называемых «бюджетников», но и, к примеру, на частных предпринимателей. Концентрация усилий на обеспечение явки и впрямь необычная, раньше такого в России не было.

Для чего все это Кремлю? Неужели для него проблема «нарисовать» явку, если не проблема «нарисовать» любое количество голосов за Путина?

Не проблема, однако если «нарисовать» процент голосов «за» известно кого – вообще никакая не проблема, то явка на бумаге должна сочетаться (совпадать) с телекартинкой массового присутствия избирателей на участках. То есть, голосуй за кого хочешь (правильный процент уже заранее определен), но должен личным присутствием на участке создать картинку массовости голосования.

Россия, безусловно, справится и с этой задачей. Хитростью и принуждением, но нужная картинка будет. Но зачем она?

Она – для Запада. Внутри России она и в самом деле никому не нужна.

Картинка массового голосования должно показать Западу, что в России происходят классические демократические процессы. Вот, мол, есть выборы, есть и серьезное отношение народа к ним, а высокая активность избирателей плюс высокий процент «за» действующего президента – лучшее доказательство и демократии, и единства российского народа с российской властью.

Россия последние три десятилетия, еще со времен «перестройки» Михаила Горбачева, настойчиво убеждала Запад, что она ему не чужая, что источник власти в России такой же, как и на Западе. Да, есть определенная российская специфика, давние традиции недемократии, которые невозможно полностью преодолеть за короткое историческое время, но в основном Россия – это демократическая страна, и в этом ее определяющее сродство с Западом. Поэтому Западу можно и нужно крепко сотрудничать с Россией, помогать ей в дальнейшем становлении демократии, учитывать ее интересы как мировой державы, делиться новейшими технологиями и вообще вместе «рулить» этим миром, поделив его на зоны интересов (ответственности, влияния). Украина, в частности, должна быть в зоне России. Вот такая нехитрая и приемлемая для Запада (в понимании Кремля) концепция мировой политики.

Сколько усилий, сколько времени, сколько ресурсов – человеческих и финансовых – Кремль потратил на то, чтобы вбить эту «туфту» в мозги политиков и обывателей Запада! Следует признать, что кремлевские сумели достичь тут более чем весомых результатов. Упомянутая «туфта» преобладала в оценках России до 2014 года, а эксперты и политики, говорившие: агрессивная сущность СССР не исчезла из политики новой России! – воспринимались как маргиналы, их голос был как тот классический «вопиющего в пустыне».

Сегодня это уже не так. Мощная, но громоздкая, машина Запада уже разворачивается на 180 градусов в политике относительно России. Этот поворот на сегодня стал настолько необратим, что явка – настоящая или мнимая – на российских выборах потеряла (или, осторожнее – теряет) всякое значение для Запада. Все это вещи очевидные. Для России показать Западу «демократическую природу» своего политического режима – едва ли не самая главная задача внешней политики. Однако, похоже, что сегодня очередное проявление такой политики, то есть упомянутые нами картинки с выборов 18 марта, окажется абсолютно провальным. Причем провал будет заключаться не только в том, что никто в российскую демократию не поверит, а и в том, что Западу уже безразлично, есть ли в России демократия или нет. Последнее особенно страшное для Кремля.

Когда на Западе отчаянно спорят – насколько демократична нынешняя Россия?, когда есть определенное равновесие между сторонниками жесткой политики к России и сторонниками широкого сотрудничества с ней, тогда такие вещи, как массовая добровольная поддержка российского лидера на выборах, имеют весомое значение. Ведь ратовать за сотрудничество легче, когда его объект – демократически избранная власть, а не диктаторская или тоталитарная. Но если такие дискуссии уже идут на спад из-за того, что сторонники жесткости побеждают, когда отношение к России как к врагу уже доминирует, тогда Западу уже все равно, какая там была явка на выборах Путина.

К примеру, когда такое было (после распада СССР, конечно), чтобы Европарламент заявлял, что не направит наблюдателей на президентские выборы в России 18 марта; не будет наблюдать за этими электоральными процессами и, соответственно, не будет комментировать этот процесс и его результаты, которые будут объявлены; ни один депутат Европарламента не будет иметь мандата наблюдать и комментировать эти электоральные процессы от имени Европарламента. Не все сделают так, как Европарламент (ОБСЕ, например), а вот в Крым наблюдать за выборами никто из политиков Запада, кроме откровенно подкупленных русскими нескольких маргиналов, не поедет.

Это очень существенный момент: потеря правовой легитимности российской власти в глазах Запада. Конечно, признавать Путина президентом России будут, никто не станет отказываться от контактов с ним только потому, что его в недемократично избрали. Но так же общаются с любым диктатом. Вот Трамп собирается на встречу с Ким Чен Ыном, что, конечно, не означает, что США признают его власть легитимной с правовой точки зрения. Просто – лидер Северной Кореи, с которым должны иметь дело, потому что альтернативы нет. Вот так и с Россией Путина — будем иметь с ним дело, когда будем вынуждены. Понятно, что при таком подходе нечего и говорить о дружбе, стратегическом партнерстве, взаимных солидных инвестициях и прочем.

России и Путину долгое время удавалось изображать из себя своего среди чужих. Но вечно так быть не может. Именно сейчас мы видим процесс, как Россию (а не только лично Путина) воспринимают на Западе такой, какова она на самом деле: чужой!


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим