п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Кто и зачем придумал «дружбу» сирийских курдов с Асадом Какой-либо зоны влияния «после Асада» в Сирии Москве не оставят. «Большая сделка» обернулась большим пшиком

«Асад, введи войска!» Такой месседж со стороны сирийских курдов, которые ведут бои с турецкими силами в Африне, появился в информпространстве в минувшие выходные. В частности, агентство Reuters 18 февраля, ссылаясь на курдского чиновника Барданджа Чия Курда, написало, что режим Башара Асада достиг соглашения с курдами о совместных действиях против турецких вооруженных сил, проводящих операцию «Оливковая ветвь» на севере Сирии, пишет Владислав Гирман для Деловой столицы.

Он говорил, что асадовцы прибудут уже в течение двух дней, чтобы сдерживать продвижение турок, и развернутся вдоль нескольких пограничных участков. «Когда речь идет о политических и административных вопросах в регионе, то они будут согласованы с Дамаском на поздних этапах путем прямых переговоров. Мы не знаем, сколько эти соглашения будут продолжаться, потому что существуют стороны, которые недовольны и хотят, чтобы эти соглашения провалились», — добавил источник, подчеркнув, что ныне это сугубо военное сотрудничество.

Однако не агентство Reuters первым сообщило о некоем соглашении горячо нелюбимых Анкарой курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG), поддерживаемых Соединенными Штатами, с Дамаском. На прошлой неделе, 16 февраля, их представитель Резан Хидду говорил об этом, причем ливанскому телеканалу Al Mayadeen. Это заслуживает внимания, помня о, во-первых, «любви» ливанских властей к «Хезболле», и, во-вторых, о том, что именно эта группировка под эгидой Ирана сражается на стороне Асада. Так вот, Хидду заявил, что они якобы договорились с Дамаском о введении сил режима «для защиты его населения от атак турецких войск и банд наемников». И для этого даже начались логистические приготовления.

За два дня до интервью Хидду замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад на брифинге анонсировал «необходимые шаги по отражению турецкой агрессии». «Мы призываем арабское и курдское население на севере Сирии объединиться и давать отпор турецким войскам», — сказал он, «загнав» всех сирийцев в «один окоп».

Уже 19 февраля правительственное информагентство SANA пишет, что все идет по плану: асадовцы в ближайшие часы войдут в Африн и будут вовсю защищать район от «турецкого агрессора». Прошел день, а воз и ныне там. Наступил вечер, но никаких правительственных войск в Африне так и не было. Мало того, в YPG опровергают достижение каких-либо договоренностей, хотя не отрицают, что переговоры велись. По словам представителя «Отрядов…» Нури Махмуда, курды лишь призывали сирийские войска прийти и защитить границы, что является их «долгом» перед Африном, который они до сих пор не выполнили.

Аналогичный комментарий предоставили и в партии сирийских курдов «Демократический союз», чьей военной фракцией выступает YPG. Спикер партии Сиханок Дибо заявил РБК: «На сегодняшний день никакое соглашение с Дамаском не достигнуто, все сообщения по этому поводу неверны». И уклонился от ответа на вопрос о договоренности передать Африн под контроль Дамаска. Назвал слухи ложными и еще один представитель YPG Бруск Хасеке, когда ему соответствующий вопрос задал работник кремлевского пропагандистского ресурса «Спутник».

Тем временем в Турции…

Анкара на эту информацию отреагировала резко. Очень резко. Глава турецкой дипломатии Мевлют Чавушоглу в ходе визита к близкому союзнику Вашингтона – королю Хашимитского королевства Иордания Абдаллы II – пообещал Асаду, что если его силы придут в Африн, то «ничто и никто уже не сможет остановить турецких солдат». Причем те придут не сами, а совместно со «Свободной сирийской армией» (ССА), созданной в августе 2011 г. дезертиром из ВВС Сирии полковником Риадом аль-Асадом, который командование ССА осуществляет, между прочим, с территории Турции.

«Турция будет бороться со всеми, кто защищает террористов YPG», – цитирует министра Anadolu. Кстати, как информирует это же госагентство, в Иорданию сегодня отправился с визитом глава Генштаба ВС Турции генерал Хулуси Акар, где пообщается с «официальными лицами королевства».

В этот же день, 19 февраля, подключился и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который не рассусоливал, а сразу позвонил российскому коллеге. В беседе с Владимиром Путиным, как сообщает CNN Turk, Эрдоган недвусмысленно пригрозил последствиями Дамаску, если его военные войдут в Африн. И пообещал хозяину Кремля, что от своих планов в рамках «Оливковой ветви» отступать не намерен. И даже ускорился с их реализацией, судя по сегодняшнему заявлению о начале подготовки к осаде Африна. «Подготовка к военным операциям занимает определенное время. В ближайшие дни в рамках операции «Оливковая ветвь» будут предприняты более активные шаги по продвижению и осаде города Африн», – сказал Эрдоган.

… и в России

Москва вряд ли будет вмешиваться – особенно после регулярно обновляемых вестей о потерях среди «ихтамнетов» и наемников из ЧВК Вагнера: Москве явно не хватает ресурсов, чтобы заглушить эту информацию, а опровержения от МИДа РФ выглядят, мягко говоря, жалко. Так что максимум, чего можно ожидать, – публичного выражения недовольства в мягкой форме и призывов не горячиться, а «жить дружно». Особенно после гневной отповеди Эрдогана. Тем более – учитывая, что ранее Россия сама «сдала» Африн туркам. Все тот же Дибо рассказывал, что Москва выдвигала курдам ультиматум: либо регион переходит под контроль Асада, либо там начинается турецкая военная операция. Курды возмутились и отправили представителей РФ гулять лесом.

Главнокомандующий войсками YPG Сипан Хемо и вовсе окрестил Россию «беспринципным государством». «У нас были некоторые договоренности с Россией, но она нас предала, проигнорировав эти соглашения. Россия – страна-торговец. Видимо, они заключили какие-то соглашения с Турцией», – заявил Хемо. И, собственно, 20 января Генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь».

То, что спустя месяц тема передачи Африна Дамаску вновь актуализовалась, обусловлено, вероятнее всего, попыткой вбить клин в намечающийся прагматический альянс США и Турции. После подозрительной попытки переворота отношения Анкары с Вашинтоном, мягко говоря, нелегки, но они по-прежнему играют в пас там, где это не противоречит интересам сторон. Тем не менее вопрос YPG остается болезненным для обеих – и россияне определенно намерены на этом играть.

Буквально на прошлой неделе госсекретарь США Рекс Тиллерсон осуществил региональное турне, побывав и в Иордании, куда после отправились гонцы из Анкары; и в столицу Турции заехал, где встретился с Чавушоглу и Эрдоганом. На пресс-конференции с турецким коллегой, состоявшейся после трехчасовой беседы с турецким лидером, глава Госдепартамента признал, что все непросто сегодня, но и есть уже подвижки в спасении их стратегических отношений. Чего, подчеркнул Тиллерсон, хочет и Эрдоган. В Турции рассказали, что хотят расширить географию «Оливковой ветви» до Манбиджа, где сейчас развернуты военные США, и во избежание противостояния американской стороне предложили совместное участие в операции. Однако в очередной раз выдвинули условие — YPG должны отойти на восток от Евфрата.

Чавушоглу тогда отметил, что Анкара и Вашингтон уже наработали механизм для дальнейших переговоров, которые пройдут ближе к середине марта. А по словам Тиллерсона, вопросы, связанные с Манбиджем, будут первоочередными во время этих встреч. При этом он подчеркнул, что Турция имеет полное право защищать свои границы. Только, мол, сдерживайтесь, чтобы не было эскалации. США на самом деле могут попросить курдов либо отойти, либо просто затихнуть. Кулуарно Эрдоган, может быть, и не против «Отрядов», главное, чтобы их видно не было; а публично – если YPG не будут светиться, то совместная операция возможна.

Что означает это взаимное расшаркивание Тиллерсона и Чавушоглу? Как бы ни был порой неудобен в переговорах Эрдоган, но, как говорится, для американцев сейчас это «их сукин сын». В пику России, Ирану и режиму Асада работающий альянс с союзником по НАТО – Турцией – в Сирии крайне важен и для США, и для турок. Эрдоган очень вовремя начал вновь жестко играть против этой троицы. Россия же, даже если и причастна к муссированию истории с асадовско-курдским договорняком, решиться на что-то более серьезное не может. И вряд ли продолжит «ихтамнетить», пока свежо в памяти избиение в Дейр-эз-Зоре. Это, по всей видимости, свидетельствует о том, что какой-либо зоны влияния «после Асада» в Сирии Москве не оставят. «Большая сделка» обернулась большим пшиком.



Поділіться цим