четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Цена Олимпиады: Почему премии украинским олимпийцам выше в пять раз, чем в США Премии высокие, но медалей всегда негусто. В чем проблема?

Зимняя Олимпиада-2018 в Пхенчхане станет для украинских спортсменов седьмой в истории. Парадокс, но за 24 года с момента дебюта в норвежском Лиллехаммере мы смогли бросить в свою копилку всего семь медалей (два золота, одно серебро и четыре бронзы), – пишет Андрей Коваленко для Деловой столицы. – Причем первое золото завоевала фигуристка Оксана Баюл в 1994-м, а второе появилось в активе Украины аж через 20 лет, в Сочи, благодаря усилиям в эстафете биатлонисток Юлии Джимы, Елены Пидгрушной и сестер Семеренко – Виты и Вали. За каждую медаль и поездку на Олимпиаду своих спортсменов украинские налогоплательщики щедро платят. Но стоит ли тратить такие деньги на Игры, в которых мы самые настоящие карлики. И большие ли это деньги на самом деле.

Цена Олимпиады

Когда Украина в 1993 г. начинала готовиться к своей первой зимней Олимпиаде, спортсмены могли рассчитывать на миллионы карбованцев. Согласно постановлению Кабмина от января 1993-го «О подготовке спортсменов Украины к XVII зимним (1994 г.) и XXVI летним (1996 г.) Олимпийским играм» Национальному олимпийскому комитету было выделено одноразовую финансовую помощь в сумме 10 млн карбованцев, что на то время – середина 90-х – равнялось $5,9 млн. На зимнюю Олимпиаду в Лиллехаммер отправились 37 спортсменов (в 10 видах спорта), которые привезли золото и бронзу.

Информация о бюджетном финансировании подготовки к Олимпийским играм включает в себя не только сборы, закупку инвентаря, зарплаты тренеров и спортсменов, но и ремонт, реконструкцию спортивных комплексов, стадионов и т. д. И деньги используются как бюджетные, так и нет. Например, на горнолыжную базу в смт Межгорье Закарпатской области в 1997 г. закладывался 21,95 млн грн – $6 млн по курсу 1998 г., а на реконструкцию базы в Конче-Заспе – почти 6 млн грн (менее $2 млн). При этом деньги планировались под зимние Игры в Нагано (Япония) в 1998 г., летние – в Сиднее (Австралия) в 2000-м, Паралимпийские игры, Всемирные игры глухих, универсиады, а также чемпионаты мира и Европы. По разного рода реконструкциям итоговая сумма набиралась внушительная – более 200 млн грн ($40 млн по курсу на 2000 г.). Подготовка спортсменов к одной Олимпиаде редко стоила государству дешевле $10 млн за четырехлетний цикл. Причем здесь нет единого критерия финансирования. Часть денег идет из бюджета под финансирование участия украинцев в Играх. Еще часть дает НОК, который также привлекает спонсоров. Есть меценаты, пытаются привлекать спонсорские деньги и отдельные федерации, которые делают попытку их найти и часто не признаются, сколько и от кого получают. Не стоит забывать и про выплаты от МОК (Международный олимпийский комитет).

Например, возьмем Ванкувер-2010. В 2009-2010 гг. на финальный этап подготовки наших «зимников» государство выделяло около 27 млн грн. НОК в 2009 г. выделил еще 1 млн грн. 45 спортсменов в четырех видах спорта остались тогда без медалей. Как и ранее в Солт-Лейк-Сити-2002, где в 11 видах спорта принимали участие 68 наших спортсменов, вернувшихся ни с чем. К слову, в 2001 г. НОК выделил семи федерациям по зимним видам спорта почти 400 тыс. грн ($80 тыс.), сделав основную ставку на биатлон. Вся подготовка к Играм-2002 обошлась приблизительно в 50 млн грн. ($10 млн).

На цикл Олимпиады-2014 в Сочи (43 спортсмена в девяти видах) за четыре года из госбюджета было потрачено около 109 млн грн ($13,6 на то время). Эту цифру называл тогда еще министр молодежи и спорта Равиль Сафиуллин. Еще 35 млн на Сочи давал НОК. К слову, накануне Сочинской Олимпиады компания «МТС Украина» перечислила НОК порядка 7 млн грн.  Для сравнения: летние Игры-2012 (238 спортсменов в 21 виде) стоили стране более 500 млн грн (около $63 млн).

На олимпийском цикле 2018 не могла не отразиться война и экономическая ситуация в Украине. В южнокорейский Пхенчхан поедут 33 украинских спортсмена в девяти видах спорта, включая дебют в скелетоне. По словам министра молодежи и спорта Игоря Жданова, за четыре года из бюджета на подготовку было выделено 265,5 млн грн (немного более $9 млн), из которых больше половины пошло на биатлон (60 млн грн лишь в прошлом году) и 20 млн грн – на приобретение инвентаря для спортсменов.

Биатлонисты, а именно женщины, являются нашими главными надеждами на медали. В Корею едут 11 представителей этого вида. Федерация биатлона купила всем новые винтовки, лыжи и другой инвентарь. Щедро финансировала все сборы в Канаде, Норвегии и Франции, по ходу сезона планировалось выделить $1 млн. По данным портала «Трибуна», собрать и экипировать одного биатлониста стоит 23 600 евро. Это не считая сборов и прочих расходов. Но их выступления окупаются – медали в Сочи-2014 (золото в женской эстафете и серебро Виты Семеренко в спринте) позволили ФБУ получить финансирование и пережить кризис.

Кроме ранее озвученных сумм из бюджета, НОК финансирует стипендии спортсменам – вся программа оценивается в 6 млн грн. Также комитет помогает федерациям деньгами. Федерация биатлона Украины в прошлом году получила 5 млн 316 тыс. грн. Почти 3 млн НОК дал лыжникам, а 529 тыс. – саночникам и т. д.

Важная часть расходов – заграничные сборы, которые у горнолыжников, например, занимают 90% в подготовке к Играм. Биатлонистки перед Олимпиадой готовятся в Казахстане. Все из-за того, что у нас отсутствует инфраструктура (одним комплексом в Тысовце сыт не будешь). Деньги на инвентарь, к слову, расстраивают наших спортсменов. Саночник Андрей Мандзий, например, свои сани, в которых одни полозья стоят около 1 тыс. евро, сам в гараже делает, тогда как немцы рассекают на BMW.

Дорогой антирекорд

В Пхенчхан едет самая маленькая делегация наших спортсменов за 24 года. В 1994-м наших было 37, и они завоевали золото и бронзу. В 1998-м – 56 спортсменов и одно серебро в биатлоне. В 2002-м — антирекорд: 68 наших вместе с хоккеистами и ни одной медали. В 2006-м – 52 спортсмена и две бронзы (биатлон и фигурное катание). В 2010-м – 45 спортсменов и ни одной медали. В 2014-м — 43 спортсмена (золото и серебро).

В Пхенчхане украинцев будет 33. Выходит, что в среднем на подготовку одного спортсмена государство потратило 8 млн грн ($200 тыс.). В Сочи-2014 в долларах было больше – $300 тыс. на одного (2,5 млн грн).

На Играх-2018 аналитики авторитетной компании Gracenote предсказали нам одну бронзу в эстафете.

К слову, спортсмены, которые смогут добыть медали, могут также рассчитывать на деньги. Кабмин на эту Олимпиаду выделяет $120 тыс. за золото, $80 тыс. за серебро и $55 тыc. за бронзу. Также Parimatch готов заплатить за золото 500 тыс. грн, еще 150 тыс. грн за серебро и 120 тыс. грн за бронзу.

Что там у других

Сборная Канады (172 спортсмена в семи видах в Пхенчхане), которая является фаворитом зимних Игр, только к Олимпиаде-2014 получила от властей $153 млн. 14 лет назад там при содействии правительства была основана некоммерческая структура Own The Podium, которая привлекает средства на подготовку олимпийских команд. К Играм-2006 в Турине Own The Podium собрала 14 млн канадских долларов, к Ванкуверу было 69 млн. Ежегодно Own The Podium направляет $24 млн на финансирование федераций зимних видов спорта с медальным потенциалом. Только в 2016 г. им удалось получить $105 млн от спонсоров. Спортсмены в Канаде получают бонусные деньги за медали – $20 тыс. за золото, $15 тыс. за серебро и $10 тыс. за бронзу. Также их финансируют спонсоры и рекламодатели.

Заметили разницу в призовых с Украиной, не так ли? В Сочи Канада завоевала 10 золотых, 10 серебряных и 5 бронзовых медалей.

В США (242 спортсмена в семи видах Пхенчхан) система похожая. Есть местный Олимпийский комитет. Он частный, ищет спонсоров и выделяет деньги ассоциациям, которые ходатайствуют, на подготовку спортсменов, а также выплату стипендий (есть и по $800 в месяц). Отдельно платятся бонусы за медали: $25 тыс. за золото, $15 тыс. за серебро и $5 тыс. за бронзу. Ассоциации, спортсмены которых приносят США больше медалей, могут рассчитывать на большее финансирование и, конечно же, спонсоров. Для самих атлетов главный заработок – это компании, которые рекламируют свой бренд с их помощью. Чем лучше выступаешь, тем больше денег притягиваешь к себе, словно магнит.

В принципе во времена министра молодежи и спорта Дмитрия Булатова была написана реформа спорта в Украине, в которой предусмотрели финансирование федераций в зависимости от количества медалей. И хотели заставить их искать спонсоров. Вот только у нас не умеют зарабатывать и спорт не является настолько популярным, чтобы в него активно приходил спонсор.

Польша, которая везет в Пхенчхан 63 спортсменов, оценивает золото в индивидуальных видах в $36 тыс., серебро – в $24 тыс. и в $15 тыс. бронзу. В командных намного меньше: золото – $27 тыс., серебро – $18 тыс., бронзу – $11 тыс.

Россия, которая была отстранена от Олимпиады вместе с частью своих ведущих спортсменов, но таки будет представлена в качестве «олимпийцев из России», потратила на подготовку к Играм $25 млн. Львиная доля средств поступала не из бюджета, а от спонсоров местного Олимпийского комитета, например «Норникель» и «Аэрофлот». Контракты прежних спонсоров – «МегаФона», «Роснефти», РЖД, «Ростелекома», Сбербанка, пенсионного фонда «Будущее» – завершились в 2016 г. и не были продлены. Спортсмены также имеют солидные выплаты за медали. Золото оценивают в $70 тыс., более $40 тыс. – серебро и около $35 тыс. – бронзу.

Для сравнения: дебютант зимней Олимпиады, команда Нигерии, которая отправит на Игры-2018 трех девушек-спортсменок в бобслее и скелетоне, смогла найти $125 тыс. для того, чтобы они поехали в Пхенчхан. Правительство помогло. Вышла едва ли не самая дешевая команда.

В Украине часто спорят о том, что мы тратим слишком много на ненужные виды спорта, что не выходит найти спонсоров и т. д. Но, по сути, $9 млн на «зимников» за четыре года – это та капля в море, которая еще позволяет поддерживать существование видов спорта, которые давно бы загнулись, если бы не шанс попасть на Игры (санный спорт, например). Беда лишь в том, что у нас отсутствует популяризация. Даже из дебюта в скелетоне и теоретической медали в нем у нас не расскажут такую классную историю, как про Ямайку в Калгари-1988. И спонсоры туда не зайдут, ведь никому это не надо.



Поділіться цим