четвер, 12 вересня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему у Порошенко поставили под угрозу кредит от МВФ У международных доноров остался целый ряд серьезных требований к Украине

Выделение Украине нового транша от Международного валютного фонда под угрозой: остается несколько требований кредитора, которые украинские власти не спешат выполнять. Насколько серьезна ситуация, в чем не хотят уступать власти, в частности окружение президента Петра Порошенко, и поступят ли на счета Украины желаемые почти 2 млрд долларов от МВФ, пишет Марина Шашкова для Апострофа.

Столкновение интересов

О возможном отказе МВФ дать Украине следующий транш кредита в размере 1,9 млрд долларов заговорили после обнародования президентского законопроекта об антикоррупционном суде. Документ раскритиковали в Европейском союзе и в самом МВФ. Международных партнеров возмутило то, что большая часть рекомендаций Венецианской комиссии не была учтена. Особенно это касалось роли иностранных экспертов при отборе судей в новый орган правосудия. Так, согласно тексту законопроекта Петра Порошенко, международные эксперты не будут принимать окончательное решение по кандидатам, любое их решение можно оспорить в Высшей квалификационной комиссии судей Украины. На Западе потребовали переписать этот пункт в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии и оставить решающую роль за иностранными экспертами.

На прошлой неделе СМИ опубликовали письмо главы миссии МВФ в Украине Рона ван Родена на имя главы Администрации президента Игоря Райнина, в котором представитель фонда дал четко понять, что принятие законопроекта об антикоррупционном суде в его текущей редакции будет означать нарушение властями Украины своих обязательств перед международными партнерами.

«Заявление МВФ слили специально», – заявил в комментарии источник во фракции «Блок Петра Порошенко», подтвердив, что фонд может оставить Украину без кредита.

«Сейчас у МВФ к нам есть пять требований. Это – изменения в законопроект об Антикоррупционном суде, повышение цены на газ, изменения в закон о пенсионной реформе (но этого можно избежать), назначение нового председателя НБУ (18 января президент внес в парламент постановление о назначении новым главой Нацбанка Якова Смолия – ред.). Пятое требование – назначение председателя ПриватБанка, что мы уже сделали», – рассказывает собеседник.

Наибольшее внимание, по его словам, сейчас приковано к двум пунктам – созданию Антикоррупционного суда и стоимости газа.

Однако на Банковой пока не готовы идти на уступки МВФ по Антикоррупционному суду. Как отметил собеседник, там опасаются, что новый орган может попасть под полное влияние Национального антикоррупционного бюро, чего в АП никак не хотят допустить. Напомним, коррупция сейчас является одной из главных претензий западных партнеров к украинской власти, из-за которой та может потерять поддержку не только МВФ.

В то же время, как отмечает собеседник издания, переговоры с МВФ сейчас ведутся, в том числе относительно повышения цены на газ.

«Очень сильное идет давление на премьера Гройсмана со стороны «Нафтогаза», который активно сотрудничает с международными партнерами. И это полный абсурд», – говорит источник.

В окружении Гройсмана подтвердили информацию о давлении со стороны МВФ. «Но Кабмин уступать не будет, и цена не поднимется», – заверил источник, приближенный к премьеру.

Отметим, что на днях в СМИ появилась информация о якобы готовящемся подорожании газа для населения с 1 апреля 2018 года. Но министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик поспешил опровергнуть слухи.

Пока представители власти пытаются договориться с кредиторами о компромиссе, в Верховной Раде открыто критикуют невыполнение Киевом обязательств.

«Украина дала обязательства, что Антикоррупционный суд заработает 1 января 2018 года, а затем процесс затянулся, но МВФ не виноват, что мы внутренне не смогли договориться», – сказала в комментарии нардеп Анна Гопко.

Политолог Петр Олещук считает, что выкрутиться из этой ситуации, то есть получить новый транш, не выполнив невыгодные для себя требования, у нынешних властей не получится.

«Никто не заставлял Украину брать на себя эти обязательства. Мы подписывали нормативно-правовые акты и сейчас должны выполнять [требования], независимо от того, что представители власти, беря на себя обязательства, рассчитывали в очередной раз обмануть партнеров и подсунуть вместо одних норм другие и создать антикоррупционный суд в виде карманного органа», – сказал он.

Будет ли кредит

Утверждать, что Украина все же получит 1,9 млрд долларов от МВФ, пока никто не торопится. После отказа Еврокомиссии выделять Украине третий транш макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро из-за невыполнения некоторых обязательств, от МВФ можно ожидать такого же шага. Такую вероятность подтвердили источники в обеих фракциях парламентской коалиции.

«В этом году денег мы не получим, – считает представитель «Народного фронта». – Сейчас в МВФ пытаются найти любые причины, чтобы оставить Украину без денег. Поэтому они так яро взялись за антикоррупционный суд и выставляют дурацкие требования».

«Оптимистичный сценарий – получим транш от МВФ в мае. Если нет, то до конца года уже не будет [кредита]», – отметили в БПП.

В окружении президента более оптимистичны: там прогнозируют, что транш все-таки поступит на счета Украины, ведь это «в интересах самого МВФ».

«Когда вам должны 10 долларов, то вы не спите спокойно. А когда вы кому-то должны 10 млн долларов, то не спит тот, у кого вы одолжили», – говорит собеседник, приближенный к Порошенко.

У Гройсмана также не спешат паниковать, потому что Кабмин еще на стадии переговоров с международным кредитором. Кроме того, в окружении премьера считают, что МВФ еще в своих прогнозах о росте ВВП Украины на 2018 год дал понять, что деньги будут.

«В бюджете [Украины] на 2018 год предусмотрен рост ВВП на 3%. А в прогнозах МВФ – на 3,2%. Это делается для того, чтобы выделить нам транш и потом подчеркнуть, что таких показателей мы смогли достигнуть благодаря их помощи», – объясняет собеседник.

План «Б»

«Желание сохранить стабильность не позволит отказаться от работы с МВФ», – поделился мнением экономический эксперт Виталий Шапран. Однако, считает он, нынешняя риторика властей, которые не спешат выполнять свои обязательства перед международными донорами, может привести к негативным последствиям. Результатом могут стать не только скачки курса валют, но и проблемы с инвесторами, которые сейчас ведут бизнес в Украине.

Тем временем в БПП заверили, что ищут других кредиторов для украинской экономики, среди них могут оказаться Китай, ОАЭ и другие страны. Но другие кредиторы будут, прежде всего, оценивать отношения Украины с МВФ, предупреждает Шапран.

«Мы можем найти других кредиторов. Но мы должны понимать, что они, может, и не будут ставить такие условия, как МВФ. Но в Международном валютном фонде заинтересованы в структурных изменениях в государстве. Китай, например, не выскажет свою позицию относительно российской агрессии. Он нам не поможет в «нормандской четверке», не предоставит летальное оружие. Мы должны понимать, кто нам выгоден как союзник», – подчеркивает Анна Гопко.

Замглавы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев добавляет, что кредиты от МВФ – самые дешевые и выгодные для Украины. Тем не менее, парламентарий призывает не рассчитывать на транш от фонда в этом году.

«Может, [генпрокурор Украины Юрий] Луценко еще где-то конфискует у коррупционеров 3 млрд и вернет в бюджет», – поиронизировал нардеп в ответ на вопрос, как Украине компенсировать возможную потерю финансовой помощи от МВФ.

Придется ли генпрокурору отдуваться за всех, станет понятно после встречи президента Украины Петра Порошенко с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, которая состоится в январе во время Всемирного экономического форума в Давосе. Главная тема встречи – перспективы реформ в Украине, от которых зависит будущее кредитование.



Поділіться цим