четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Как последний Кастро надеется обмануть США с помощью преемника За 60 лет в головах кубинцев завелись маленькие кастро, похожие на маленьких лениных и сталиных, живущих в головах россиян

Рауль Кастро, младший брат покойного Фиделя, занимающий должности председателя Госсовета и председателя Совета Министров Кубы с 2008 г., а с 2011-го – еще и кресло первого секретаря кубинской Компартии, объявил о грядущем уходе. 86-летний реликт эпохи, известной в бывшем СССР преимущественно по песне «Куба – любовь моя» в исполнении молодого Кобзона с бутафорским автоматом, подтвердил ранее объявленное решение не баллотироваться на выборах 2018 г. в Национальную ассамблею. Как следствие, он не попадет в Госсовет и не станет его председателем. Судя по всему, свое слово Рауль намерен сдержать, пишет Сергей Ильченко для Деловой столицы.

Дальше уже идут предположения. В принципе Кастро-младший может быть переназначен на должность председателя Совмина, даже не участвуя в выборах, но он может оставить и этот пост. Его преемник может быть один и занять оба поста, но их может быть и двое. О намерении Рауля покинуть кресло главы Компартии пока не сообщается, да и уходить из политики раньше, чем стукнет 90, на Кубе не принято. Словом, процесс передачи власти идет неспешно. Чувствуется, что Рауль уверен – до главного события в его жизни еще далеко.

Если все будет развиваться по плану и следом за «Ирмой», уже отдалившей выборы на два месяца, не случиться еще одного урагана, то заседание новой ассамблеи, на котором будут выбраны новый состав Госсовета Кубы и его глава, состоится 19 апреля 2018 г.

Что последует дальше? Чтобы понять это, нужно взглянуть на возможного преемника. Особой ясности с ним пока нет, поскольку, в отличие от Китая или КНДР, система смены власти на Кубе совершенно не отработана. Похоже, что братьев Кастро кто-то не только убедил, что они будут жить вечно, но даже продал им рецепт бессмертия за круглую сумму. И хотя со смертью Фиделя в ноябре 2016-го обман раскрылся, Рауль Кастро, возможно, еще надеется, что для него все как-то обойдется. Посему преемник просматривается только один – это первый заместитель председателя Госсовета, 57-летний Мигель Диас-Канель.

Хотя, по мнению ветеранов кубинской революции, Диас-Канель вызывающе молод – он не достиг еще даже 75, во всем остальном его кандидатура представляется подходящей. Карьерный партийный аппаратчик, бывший министр образования, в молодости – участник зарубежных военных авантюр, в которых Куба поставляла мясо, а СССР – технику, Диас-Канель обладает еще одним важнейшим преимуществом: его фамилия не Кастро. Это дает кубинцам надежду на некоторое смягчение американских санкций в случае избрания Диас-Канеля, поскольку, в соответствии с законом Хелмса–Бертона, одним из условий восстановления экономических отношений между США и Кубой является уход братьев Кастро от власти. Трудно сказать, купится ли на это администрация Трампа, но в Гаване определенно не теряют надежды.

Не исключено, что будет также обновлен и омоложен и весь состав Национальной ассамблеи в целом. Явные признаки этого проявились на муниципальных выборах в ноябре, на которых выдвинулась новая генерация политиков примерно того же типажа, что и Диас-Канель: моложе 60, то есть родившиеся и выросшие уже при Кастро и доказавшие свою лояльность режиму, участвуя в военных миссиях в Эфиопии, Мозамбике и Никарагуа.

Словом, рассчитывать на то, что ночь, наступившая на Кубе в январе 1959-го, близка к рассвету, нет оснований. За шесть десятилетий в головах кубинцев, если не всех, то очень многих, завелись маленькие кастро, похожие на маленьких лениных и сталиных, живущих в головах россиян. Они только посмеиваются, слыша прогнозы о том, что кубинская власть становится более демократичной, и никуда не собираются уходить, с полным основанием считая, что у них еще все впереди.

Запутанная система власти

Как это часто бывает в диктаторских государствах, стремящихся придать диктатуре видимость приличия, система власти на Кубе крайне запутана. Национальная ассамблея народной власти — что-то типа парламента, хотя всерьез говорить о парламенте в условиях диктатуры сложно. Это «что-то вроде», избираемое раз в пять лет по 614 одномандатным округам и созываемое дважды в год, избирает из своей среды Госсовет из 31 депутата.

Формально Госсовет является органом, который действует от имени Национальной ассамблеи в период между ее сессиями. Фактически он прикрывает единовластие своего председателя. Такая система, заимствованная у СССР, но усовершенствованная с учетом местных условий, была установлена с 1976 г. До этого главой государства на Кубе был президент. С 1959 по 1976 гг. их было целых два, формально стоявших над Фиделем Кастро: сначала Мануэль Льео, затем Освальдо Торрадо, а потом Кастро надоел этот спектакль и он разогнал президентскую лавочку, списав у СССР новую конституцию.


Наша Рада
Поділіться цим