вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Электронная гривна»: Что будет, когда в мире появятся сотни тысяч криптовалют 1% населения Земли, который охвачен криптоманией, владеет примерно 90% мирового богатства, так что к биткоину стоит присмотреться внимательнее

Курс биткоина пробил очередной психологический потолок и заставил украинцев задуматься. Хотя вряд ли в данном случае уместно говорить о психологии, ведь динамика курса криптовалют подчиняется строгой математике, пишет Алексей Кущ для Деловой столицы.

Тем не менее ажиотаж, который охватил примерно 1% населения земного шара, привлек к данной теме пристальное внимание экспертов различных стран. Для большинства украинцев проблемы будущего курса биткоина и потенциальные риски от внедрения криптовалют в систему массовых платежей – достаточно далекие темы. Но вся соль здесь заключена в том, что 1% населения земного шара, который охвачен криптоманией, владеет примерно 90% мирового богатства, так что к биткоину стоит присмотреться внимательнее.

По сути, мы сейчас находимся на этапе построения первичной архитектоники рынка криптовалют, которая является временной и в ближайшие два-три года пройдет через существенные трансформации, вызвав несколько болезненных рецидивов для инвесторов по всему миру. В то же время в перспективе пяти–десяти лет мировая финансовая система неминуемо перейдет к новой глобальной валютной системе, и это будет однозначно «цифра».

Если посмотреть на историческую ретроспективу, то мировая валютная система прошла через цепь регулятивных трансформаций: золотой стандарт, эпоха нескольких стабильных валют, сильный доллар, рыночное курсообразование. Сейчас мы находимся на стадии заката Ямайской валютной системы, которая отменила золотые паритеты и ввела принцип рыночного определения курса национальных валют по всему миру. То, что эта система исчерпала себя, стало ясно уже по первым итогам мирового финансового кризиса 2008 г., что и подтвердил знаменитый антикризисный саммит G-20. Вот только тогда не совсем было ясно, на какую альтернативу менять эту «ветошь». Гипотетически теперь сменить ее может глобальная система криптовалют.

Дело в том, что рыночный принцип курсообразования, который является краеугольным камнем современного финансового мира и лекарством, которое МВФ назначает своим больным подопечным, например Украине, на самом деле, не такой уж и рыночный. Во всяком случае, этот квазирынок позволяет, например, США привлекать на финансирование дефицита своего бюджета почти $20 трлн с помощью внешних займов и выпуска казначейских обязательств, которые покупают страны всех континентов за исключением Антарктиды. С другой стороны, десятки развивающихся стран вынуждены девальвировать свои национальные валюты и сокращать и без того минимальный уровень благосостояния. Система блокчейн может дать новую альтернативу непродуктивной эмиссии триллионов долларов и евро.

Схематично нынешнюю и будущую схему финансового взаимодействия можно представить следующим образом. В центре современного финансового мира стоят всесильные центробанки, которые контролируют банковскую систему, а те, в свою очередь, миллиарды потребителей финтеха по всему миру. К чему это приводит? Например, к тому, что жительница Филиппин, приехавшая на заработки в США, должна отдавать в среднем $50 каждый раз, когда отправляет заработанное на родину. Что же обещает простым потребителям система криптовалют?

В случае ее внедрения ни центробанки как эмиссионные центры, ни банки как посредники на рынке денег и расчетно-кассовые узлы уже будут не нужны. Потребитель станет непосредственным участником постоянно саморазвивающейся, непрерывной системы, которую правильнее было бы сравнить с живой тканью, например, с покровом мха в лесу или грибницей, которая формирует единую колонию грибов.

Естественно, на этом пути становление данной системы вызовет жесткое сопротивление таких институтов, как ФРС, ЕЦБ и Народный банк Китая. В Поднебесной, к примеру, решили запретить систему финансирования стартапов с помощью криптовалют (ICO) и деятельность криптовалютных бирж.

Заместитель председателя Народного банка Китая Пан Гуншэн призвал потребителей финансовых услуг набраться терпения и подождать, пока, по словам экономиста Эрика Пише, «мимо проплывет труп биткоина».

Тем не менее даже в стане глобальных регуляторов не все так категоричны. Уже сейчас звучат и обнадеживающие исследования. Например, в аналитическом отчете, подготовленном аналитиками Andreas Adriano и Hunter Monroe и презентованном на сайте МВФ, криптовалюты получили множество «вистов» и «авансов». Хотя авторы исследования были сдержаны в своих прогнозах, но в целом они обрисовали достаточно радужные перспективы развития рынка криптовалют в мире. Похожее заявление сделала и руководитель Фонда Кристин Лагард: «Виртуальные валюты и связанные с ними технологии способны создать более быстрые и дешевые финансовые услуги, а также могут стать мощным инструментом для распространения финуслуг в развивающихся странах. Проблема состоит в том, как воспользоваться всеми этими преимуществами и при этом не допустить их незаконного использования, включая отмывание денег, финансирование терроризма, мошенничество или даже уклонение от контроля за капиталами».

В данной фразе ключ к пониманию того, кто на самом деле сейчас является двигателем развития системы криптовалют в мире. На данный момент их активными апологетами выступают «заказчики»: а) прослойка инновационного бизнеса (сегмент стартапов), которая не вписывается в устаревший стандарт классического кредитного анализа; б) рыночные спекулянты, которые хотят снять сливки с нового рынка, пока те не прокисли; в) страны, которые хотят избежать системных западных санкций (например, РФ, Иран, Венесуэла).

РФ уже предположила, что будет разрабатывать свою национальную криптовалюту — битрубль. Иран сделал похожее заявление, указав, что его криптовалюта будет обеспечиваться золотым запасом страны. Президент Венесуэлы Николас Мадуро сообщил, что его страна выпустит криптовалюту, которая будет базироваться на показателях добычи и экспорта нефти из этой южноамериканской страны. Хотя в Венесуэле развернулась целая «антитеррористическая операция» против биткоинов, ведь, с одной стороны, изголодавшиеся люди запустили множество криптоферм по майнингу, создав колоссальный дефицит электроэнергии в энергосистеме страны, а с другой — в условиях резкого отрыва официального курса национальной валюты от теневого население прибегает к любому способу вывести накопленное из страны или сохранить свой капитал. А это в условиях дефицита долларов на внутреннем рынке и жестких административных ограничений можно сделать лишь с помощью биткоина или скупки неких материальных активов, например ювелирных украшений. что не очень удобно.

Еще более перспективно выглядит ICO как механизм привлечения инвестиций в стартапы с помощью эмиссии новыми бизнес-проектами своих индивидуальных криптовалют. К примеру, Status Research&Development GmbH (Швейцария) разместил среди инвесторов токены Status Network Token (SNT) на $95 млн.

Данную схему привлечения инвестиций достаточно просто организовывать для финансирования сырьевых стартапов.

Главное условие – чтобы выпускаемая продукция легко прогнозировалась по цене на мировых рынках.

В стандартной (классической) схеме начала бизнеса у авторов проекта есть только несколько базовых вариантов: привлечь венчурное финансирование и отдать до 80% акций будущего предприятия толстосумам, у которых нет идей, но есть деньги. Или получить банковский кредит, но для этого придется 30–40% сметы профинансировать за счет собственных средств и предоставить банку ликвидный залог, рыночная стоимость которого как минимум в два раза превышает сумму фондирования.

Но есть альтернатива – проводить ICO и привлекать инвестиции с помощью выпуска своих криптовалют. Даже вдалеке от центров цивилизации, например, в Челябинске (РФ), по данным Forbes, группа предпринимателей привлекла примерно $4 млн для строительства производства диоксида циркония. На блокчейн-платформе Waves путем проведения ICO инвесторам были проданы монеты ZrCoin в ценовом диапазоне от $1,40 до $1,55 за один токен. В будущем эти токены будут выкуплены по фиксированной цене, ожидаемая доходность составит 100%.

Перспективы Украины в первую очередь лежат не в инвестировании в биткоины, а в направлении их «производства» – майнинга. Условия для этого сформировались пока лишь в городах-миллионниках, где есть качественный и дешевый интернет, доступная и относительно дешевая электроэнергия и тысячи специалистов, которые, работая в IT-компаниях, могут в качестве «домашнего задания» вложиться в «железо» и майнить себе потихоньку. Трудно прогнозировать, но в ближайшее время этот вид бизнеса и возможность неплохого дополнительного заработка могут превратиться для молодого поколения украинцев в аналог подпольного самогоноварения их отцов и дедов.

С точки зрения развития стартапов и привлечения в них стартовых инвестиций (ICO) украинские проекты, которые базируются на сырьевых циклах или переработке сырья, вполне могут привлекать сотни миллионов «негривень» инвестиций частных инвесторов по всему миру. Для этого необходимо лишь принять новый закон о валютном регулировании и иностранной валюте и отменить «пещерный» валютный декрет начала 90-х годов прошлого века. А также разблокировать каналы инвестирования, что целиком и полностью зависит от политики НБУ.

Ну и не кошмарить криптобиржи и майнеров, как это любят делать наши правоохранители.

А учитывая историческую любовь украинцев ко всевозможным ярмаркам, новая украинская криптовалюта, вполне возможно, могла бы стать базовой расчетной единицей единой электронной торговой системы, которая объединила бы в себе основные сегменты малого и среднего бизнеса в виде сотен тысяч наименований их продукции и оказываемых услуг. И такая «электронная гривна» была бы стабильнее той, которая выпускается на банкнотной фабрике Национального банка.



Поділіться цим