п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему Польша выставила Васадзе счет на $70 млн Кто прав в нынешней ситуации, разобраться будет не просто

Польские власти потребовали от украинского производителя автомобилей – «Запорожского автомобилестроительного завода» (или ЗАЗ) уплатить им более четверти миллиарда злотых (это около 70,5 млн долларов) компенсации за невыполнение инвестиционных обязательств, которые украинский производитель взял на себя при покупке польского автомобилестроительного завода FSO в Варшаве, пишет Александр Суков для Деловой столицы.

В суд за компенсацией от украинской стороны обратилось Министерство развития Польши при поддержке Генеральной прокуратуры. Польские власти напомнили «ЗАЗу» и его владельцу Тариэлу Васадзе о сделке 12-летней давности – в 2005 году тот приобрел польский завод FSO всего лишь за символические 100 злотых (это около 23 евро), но в обмен должен был сохранить и увеличить производство автомобилей, обеспечить сохранность 2,2 тыс. рабочих мест и начать производство новой модели авто.

Однако ничего из обещанного «ЗАЗу» не удалось. Самостоятельно запустить выпуск новых моделей автомобилей у украинского владельца не получилось, а привлечь партнера для совместного выпуска автомобилей также не удалось. Поэтому Васадзе был вынужден остановить польское предприятие, выплатить работникам компенсации, часть территории предприятия – продать, производственные площади – сдать в аренду, а оборудование – вывезти в Украину.

Корпорация «УкрАВТО», владеющая акциями «ЗАЗа», все обвинения польских властей отвергает. По ее мнению, все обязательства перед правительством Польши были выполнены, о чем якобы даже есть письмо Казначейства Польши, датированное 2011 годом, а также заключение независимого аудитора – компании Deloitte&Touche. «УкрАВТО» напомнила, что при покупке польского завода она выступила соинвестором вместе с General Motors, с которым собирались вместе выпускать легковые автомобили Chevrolet. Уже на следующий после покупки год с GM было подписано соглашение на производству Chevrolet Aveo, а еще через год – указанные Chevrolet AVEO начали сходить с конвейера.

«УкрАВТО» считает, что завод погубили не украинские собственники, а европейские власти – Еврокомиссия якобы установила лимит на производство автомобилей в странах ЕС, и на долю польского завода пришлось всего лишь 150 тыс. авто в год, тогда как для обеспечения минимальной экономической целесообразности следует выпускать минимум 220 тыс. авто в год. После установления лимита General Motors отказалось от этого проекта, а производство Chevrolet AVEO было перенесено в Украину.

При этом в «УкрАВТО» намекают, что нынешние претензии польских властей имеют скорее не экономическую, а политическую причину. «Претензии Государственного Казначейства Польши от нового националистического правительства являются беспочвенными и необоснованными», – сказано в комментарии компании.

Как бы там ни было, а украинской компании теперь придется доказывать свою правоту в польском суде.

Кто прав в нынешней ситуации, разобраться будет не просто. Например, непонятно, почему польские власти молчали в 2011 году, когда на заводе FSO остановилось производство Chevrolet AVEO, а 1,8 тыс. сотрудников было уволено. Почему никаких претензий не последовало после того, как некоторые цеха завода были снесены, а земля – выставлена на продажу. При этом польские газеты еще в 2011 году писали, что сами власти Польши не очень-то способствуют сохранению производства на своем родном заводе – земельные налоги были повышены, а профсоюзы берут за горло владельца автозавода.

Зачем вообще украинскому производителю автомобилей был нужен завод в Польше? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что собой представлял украинский автомобильный рынок в те годы. Продажи автомобилей на украинском рынке за 2005 год (по сравнению с 2004 годом) выросли на 25%, а на следующий год рынок вырос еще на 35% – в тот год было продано 370 тыс. автомобилей. Если ваш бизнес растет на 25% в год, а в следующем году – еще на треть, то очень легко получить «головокружение от успехов».

Вполне возможно, что Васадзе подумал, что сможет зарабатывать столь же успешно не только за счет продажи автомобилей в Украине, но и на европейском рынке. Однако, как показывает практика, украинские автопроизводители за все эти годы так и не смогли наладить собственное производство собственного качественного авто, которое бы полюбил рядовой украинец. Сегодня производство автомобилей на «ЗАЗе» находится в глубокой яме – мощности сборочных конвейеров используются едва ли на 10-15%. И причина проста – украинцы предпочитают купить даже авто с номерами европейской регистрации, но не тратиться на отечественный продукт.



Поділіться цим